Гнев растет. В Иране продолжаются протесты

Протесты в Иране продолжаются больше месяца. Власти пытаются подавить их всеми возможными способами, в том числе блокируя интернет и задерживая протестующих.

В Иране не прекращаются протесты, причиной которых послужила гибель 22-летней курдской девушки Махсы Амини. Она была задержана полицией нравов 13 сентября в Тегеране за якобы неправильное ношение хиджаба и через несколько дней скончалась в больнице. По версии родных, причиной смерти стали побои при задержании. Первые протесты вспыхнули в Иране 16 сентября во время церемонии похорон Махсы в ее родном городе Секкезе и в административном центре Иранского Курдистана, городе Сенендедже, а затем распространились практически по всей стране.

Акция протеста у могилы Махсы Амини

26 октября, когда исполнилось 40 дней со дня гибели Махсы Амини, во многих иранских городах также прошли акции протеста. В них принимали участие тысячи людей, в том числе врачи, которые выступают против присутствия в больницах, куда привозят раненых демонстрантов, силовиков и сотрудников спецслужб. Одна из самых массовых акций протеста состоялась в этот день на могиле Махсы Амини в ее родном городе. Собравшиеся там по случаю завершения 40-дневного траура мужчины и женщины скандировали лозунги: «Женщины, жизнь, свобода» и «Смерть диктатору».

Как сообщают иранские активисты, сотрудники спецслужб ранее угрожали семье погибшей девушки, если на ее могиле пройдут акции протеста. Чтобы их не допустить, полиция пыталась перекрыть въезд в город. Тем не менее около 10 тысяч человек приехали в город для участия в протестах. Школы в этот день в Секкезе были закрыты якобы из-за волны гриппа. По данным информагентств, для разгона протестующих иранская полиция сначала применила слезоточивый газ, а затем стреляла в толпу.

Все больше иранцев выходят на протесты

Вот уже шесть недель протесты в Иране не стихают и участие в них принимает все больше жителей страны. Многие женщины присоединяются к протестующим. «Мы в ярости. Я не верю, что эта ярость быстро пройдет», — говорит 29-летняя Азаде из Тегерана. По ее словам, участь Махсы Амини может постичь каждую женщину в Иране. «Мы знаем, как жестоко относится к нам полиция нравов, но я все равно больше не ношу хиджаб. Я часто делала это и раньше, как и многие другие молодые женщины в Тегеране. Но сейчас все по-другому. Речь не идет о моем личном решении. Сейчас — это знак солидарности», — говорит Азаде.

Она рассказывает, что на фоне протестов все больше иранских женщин проявляют смелость и появляются на улицах города без традиционных мусульманских головных уборов. Многие женщины, которые размещают в интернете свои фотографии и видео без хиджабов, больше не прячут лица, хотя знают, что их могут задержать в любую минуту. Как это произошло с режиссером- документалистом Мойжан Иланлу. Спецслужбы задержали ее 17 октября, в этот момент женщина находилась у себя дома. Она в знак солидарности вышла вместе с другими иранками на протесты без хиджаба и поместила фотографии в соцсетях.

Студентка из Тегерана 22 октября встала за кафедру в Университете Шарифа без мусульманского головного убора. При этом консервативный ректор вуза в этот момент находился в зале в первых рядах. Пока никакого наказания студентки не последовало. В начале октября сотрудники спецслужб окружили университет, где постоянно проходят акции протеста, избили студентов и преподавателей и задержали несколько человек.

Задержания протестующих

«Сотрудники спецслужб в гражданском, но при этом вооруженные, повсюду, — рассказывает DW молодая женщина из Тегерана. — Они без разбора стреляют по людям. Я боюсь присоединяться к участникам акций. Но мы все равно каждый вечер открываем окно и исполняем своего рода революционный гимн в знак солидарности с протестующими. Его слова — твиты с лозунгами демонстрантов, которые вышли на улицы».

«За кардинальные изменения в Иране мы должны заплатить высокую цену, — считает 52-летний Алиреза из Газвина. — Но я опасаюсь того, что многие люди старшего поколения к этому не готовы. И многие, кто как и я, однажды побывал в тюрьме или был задержан, не выходят на протесты».

25 октября генеральный прокурор Тегерана Али Салехи сообщил, что четыре человека, задержанных в ходе продолжающихся протестов в Иране, могут быть приговорены к высшей мере наказания. Им предъявлены обвинения в «мохаребе» — «войне против Бога», что квалифицируется иранским законодательством как особо тяжкое преступление и карается смертной казнью.

В общей сложности 315 человек в иранской столице обвинилив «сборе и сговоре с целью подрыва безопасности страны», «пропагандистской деятельности против правительства» и «нарушении общественного порядка и спокойствия», сказал Салехи. По данным правозащитной организации Iran Human Rights в ход протестов в различных городах Ирана погибли 240 человек.

Как вам новость?
Головоломки