Первый белорус в сборных СССР Юрий Кривохижа категорически против второй белорусской команды в КХЛ
«Динамо» вернулось домой после серии спаррингов. Корреспондент Goals.by наведал команду на «Минск-Арене», поинтересовался у Александра Кулакова, почему Марек Сикора постоянно пытается его куда-то продать, обнаружил Скабелку-младшего, а также повстречал первого белоруса, задрафтованного клубом КХЛ, Юрия Кривохижу, который выразил недоумение по поводу разговоров вокруг заявки второй белорусской команды в КХЛ и открыто выступил против совмещения Кари Хейккиля двух постов.
Прокатившись по спаррингам в целом успешно, последний аккорд команда Кари Хейккиля, конечно, сорвала, но оптимизма в среде болельщиков не убавила. Работа дома выстроилась по нетривиальному графику: понедельник — выходной, вторник — начинаем.
На льду у «зубров» нынче многолюдно. Финский тренер ищет и экспериментирует, кроме того, вмешиваются и некоторые другие обстоятельства. Например, возвращение в строй Збынека Иргла.
Впрочем, над перспективами чеха в составе Хейккиля предстоит задуматься чуть позже.
— Сегодня Иргл провел первую тренировку. Будем следить за его прогрессом. Когда он впервые выйдет на лед в игре, говорить пока рано, — говорит финн.
Случились и другие радостные возвращения. Швейцарский турнир пропустил Джефф Платт, но в Минске он уже тренировался.
Как, собственно, и Дмитрий Мелешко.
А вот присутствие на тренировке Дмитрия Коробова — неожиданность. Но, как оказалось, защитник пока лишь набирает с «Динамо» форму, чтобы позже отправиться в лагерь «Тампы».
— Мы пошли Коробову навстречу. Он с нами и в Швейцарию летал. Конечно, этот вопрос был согласован Игорем Матушкиным с ярославским «Локомотивом». Железнодорожники не возражали, — уточнил Хейккиля.
А вот лицо этого молодого человека показалось незнакомым. Но вышло, что это в очередной раз был приглашен в команду нападающий Алексей Скабелка, сын тренера «Гомеля» и экс-форварда сборной Беларуси.
— Решили посмотреть на него. Парень 1990 года рождения. Он постоянно прогрессирует, и мне хотелось оценить его уровень сейчас. Важно, что у нас много молодых игроков. Помимо Скабелки, это Евгений Ногачев и Сергей Дудко, — не без удовольствия отметил тренер.
Наличие молодых хоккеистов в ростере — это требование регламента КХЛ. Вместе с тем — это еще и дополнительная головная боль для Хейккиля.
Раньше лучшие игроки получали 25 минут в матче, а сейчас, возможно, им придется проводить по 35…
— У нас 17 или 18 нападающих в составе — конкуренция ожидается жесткая. А по правилам должны играть молодые хоккеисты. Возможно, придется действовать в 10 или 11 опытных форвардов. – сетует финн. — И в плотном графике, когда нужно выходить на лед через день, повысится риск травм для лидеров. Раньше лучшие игроки получали 25 минут в матче, а сейчас, возможно, им придется проводить по 35…
Из привычных глазу людей на тренировке отсутствовали двое: защитник Юнас Фрегрен по причине недомогания, а юный вратарь Ян Шелепнев сейчас с «Динамо-Шинником» выступает на Кубке мира среди молодежных команд в Омске.
Возле бортика в Игорь Матушкин с кем-то увлеченно общался. В собеседнике не сразу удалось признать Юрия Кривохижу — первого белоруса в сборных СССР и первого белоруса, задрафтованного клубом НХЛ. Нынче специалист живет и работает за океаном — в Питтсбурге. В Беларусь заглянул повидать родителей. К слову, впервые с 2008 года, когда привозил в Минск детскую команду США на турнир.
— Чем сейчас занимаетесь?
— Веду три детские команды разного возраста: 16-летние хоккеисты, 18-летние и школьная дружина. У меня своя школа — пока летняя. Ребята заканчивают сезон и с апреля по август готовятся у меня к следующему. А затем работаем с постоянными командами. Сезон, 80 игр — поехали. Много путешествий. Хоккей забирает много времени.
— Белорусские ребята могут к вам на лето попасть?
— Россияне приезжают ко мне. В этом году приезжало двое парней: один из «Крыльев Советов», другой — из Питера. Надо понимать: участие в таком летнем лагере влечет большие расходы. Надо сделать визу, заплатить за билеты, жить в гостинице, брать машину на прокат… Не все могут себе это позволить. Поэтому большого количества детей из России у меня и нет. Тем более — из Беларуси. Один мальчишка пытался, 1993 года рождения. Не помню, к сожалению, его фамилии. Приезжал пару лет назад. Поиграл немножко. Сейчас он в фарм-клубе солигорского «Шахтера». Почему у него не задалось за океаном? Дело в том, что родители мальчишек часто не слушают людей, которые прожили в той стране много лет. Его убедили поехать в другую команду, в другой город. И оттуда он в итоге уехал домой ни с чем. Как я говорил его папе — так и вышло. Не хочешь — не надо. А мальчик из Уфы, который остался у меня, сейчас в одной команде с Граборенко, его задрафтовали в Квебеке.
— С кем-то из белорусов за океаном держите связь?
— Сейчас уже нет. Раньше тесно общался с Русланом Салеем. Наверное, я последний в Беларуси, кто вживую видел его игры в НХЛ. Он тогда выступал за «Детройт», и поскольку жил в городе моторов один, без семьи, пригласил меня на матчи плей-офф с «Сан-Хосе». Мы очень тесно дружили. Он ко мне в Питтсбург приезжал, я к нему — в Майами. Руслан сообщал мне все новости из Беларуси.
— Сейчас кто-то рассказывает?
— Нет. Ничего уже не знаю. Кого встретил за эти две недели — с тем пообщался. Каждый говорит свое. Эта команда (имеется в виду «Динамо» — Goals.by) и остальные — я так понимаю, это совершенно разные организации, которые не работают вместе, не стремятся к одной цели. То есть не работают на сборную. У каждого свои интересы. Это, впрочем, нормально. Ничего сейчас уже не изменишь. Клубы — и «Динамо», и представители ОЧБ — преследуют свои цели, а потом ищут виноватого в лице сборной. Вот и все.
— Сейчас появилась новая надежда: на совмещение Кари Хейккиля постов в сборной и ведущем клубе.
Совмещение постов в клубе и сборной? Этот вариант уже не актуален. Даже в России от этого отказались.
— Не пройдет. Сразу говорю. Этот вариант уже не актуален. Даже в России от этого отказались. Билялетдинов мог бы параллельно сборной возглавлять любой клуб, по большому счету. Но он взял национальную команду. Теперь ездит по регионам, смотрит, засылает своих людей в США, Канаду, они следят за молодежью. Да и самого его я видел в Питтсбурге. У Зинэтулы есть конкретная работа, и он ее выполняет. Тем более, что он получил карт-бланш на два-три сезона — вплоть до Олимпиады. Его не дергают, он имеет свободу действий — это все должно принести результат. А тут…
— Кари Хейккиля в прошлом сезоне тоже ездил за океан.
— Но сами подумайте: в «Динамо» у него очень серьезная работа. Может быть, здесь даже более высокий уровень, чем в сборной. Там ведь игроки съехались, сыграли турнир, и разошлись снова по клубам. Но все равно нужно иметь хорошую команду помощников.
— А они у Хейккиля все работают по клубам…
— От совмещения везде уже отказались. Канадцы, американцы ведь такого не практикуют…
— Белорусам свойственно делать то, что весь мир уже прошел.
— Ну конечно, надо же повторить. Дай бог, чтобы у Хейккиля все получилось. Но со своими ассистентами он должен быть в одной плоскости мышления. Если этого не получится — все распадется.
— Разговоры о двух командах от Беларуси в КХЛ актуальны?
— Нет, конечно. Ну, куда?! Будь мы хотя бы Украиной — имею виду по количеству населения, еще можно было бы о чем-то думать. Если бы в Украине уделялось столько внимания хоккею, как у нас. Там все-таки и ресурсы другие, и деньги. Да и КХЛ, думаю, не сильно это надо: по одной команде от бывшей союзной республики — это пожалуйста.
— Михал Михалыч не успокоится…
Но ведь в НХЛ нет двух команд из одного города, за исключением Нью-Йорка, где 18 миллионов населения, и крутятся все деньги мира.
— Он вошел в Высшую лигу — вот пусть там и варится. А КХЛ… Игроков найти даже тяжело будет. Если ты станешь проигрывать по пять и больше шайб — кто на тебя ходить-то будет? Ладно, представим, что пришел бы спонсор, мультимиллиардер, и сказал: хочу команду. Как, собственно, в Америке и происходит. Но ведь в НХЛ нет двух команд из одного города, за исключением Нью-Йорка, где 18 миллионов населения, и крутятся все деньги мира. Ладно еще из штата, как «Филадельфия» и «Питтсбург». Но вообще ведь все команды разбросаны. И к тому же лига ограничила состав участников 30 командами. И теперь места только перепродаются.
— Вы же знаете, от кого у нас в стране все зависит…
— Я-то понимаю :). Но не вижу смысла. Ясно, почему туда тянется Захаров: во-первых, другой уровень хоккея, во-вторых, иной расход и набор игроков. А селекция — это не одного дня дела. Для этого нужно очень хорошо знать хоккей, игроков — при чем по всему миру, иметь информацию о том, кто свободен. Это все быстро не делается. Что получится в Беларуси? Не знаю. Но в мире такого, чтобы маленькая страна имела два больших клуба, нет.
Отметим в конце, что Кривохижа является воспитанником «Юности». Так, забавный факт и не более того.
Другой интересный разговор стал достоянием общественности утром. Экс-наставник «Динамо» Марек Сикора разоткровенничался в интервью Вячеславу Федоренкову. Чех вспомнил, что после неудач в команде наблюдалось расслоение по национальному признаку. Присмотришься за поведением игроков — такого не скажешь. Скорее, каждый — сам по себе, с сосредоточенным лицом наматывает круги или выполняет упражнения. Разве что Андрей Михалев подкатит то к Мелешко, то к Кулакову, да что-то скажет.
О Кулакове Сикора тоже упоминал — мол, советовал Александру сменить команду.
— Интервью Марека не читали сегодня?
— Нет.
— Он говорит, что советовал вам перейти в Магнитку.
— Не знаю, чего он так хотел меня отправить в другую команду. Лучше у него спросить, а то все время задают этот вопрос мне. А я даже не знаю, как и ответить.
Затронул Кулаков и тему швейцарского турнира.
— Может быть, мы уже устали к заключительным матчам, поэтому не реализовывали имевшиеся моменты. Их было, в общем-то, много. Потому, собственно, и проиграли.
— Огорчились проигрышу в финале?
— Конечно, хотелось победить. Спарринг есть спарринг, но никакого безразличия по поводу его результата никто, уверен, не испытывал.
— Заключительный матч вы проводили в первом звене…
— Особого удовлетворения нет. Если бы забил — можно было бы говорить о каком-то позитиве.
Хейккиля же порадовал новым упражнением: ворота устанавливаются в углу площадки, хоккеисты становятся плечом к плечу, как бы ограничивая игровую территорию для четырех партнеров, которые играют «два на два». Получается плотная борьба, силовой хоккей — пожалуй, то, что нужно команде и тренеру. По всему видно, что сезон уже вот-вот стартует.