Эрдоган может проиграть? Исторические выборы

14 мая в Турции пройдет первый тур президентских выборов — и Эрдоган вполне может их проиграть после 20 лет у власти.

 

В Турции выборы, а у Реджепа Тайипа Эрдогана не все так радужно. Шесть оппозиционных партий объединились и выставили единого кандидата, чтобы дать отпор действующему президенту, который за более 20 лет правления только закручивал гайки и сосредоточивал власть в своих руках. Многие издания, например, The Economist, называют эти выборы самыми важными для мира в этом году. 

У оппозиции впервые есть шанс на успех. В первую очередь из-за ситуации в турецкой экономике. Для президента, который когда-то обещал превратить страну в одну из ведущих экономик мира, это серьезный провал. Тем более что кризис в Турции рукотворный.

Когда осенью 2021 года начала падать лира, Центральный банк, подконтрольный Эрдогану, стал действовать по инструкциям президента. А взгляды Эрдогана на кредитно-денежную политику, как выяснилось, противоречили базовым экономическим законам и здравому смыслу. В итоге , цены выросли практически на все. И даже некоторые давние сторонники Эрдогана отвернулись от него. 

Вторая причина — это консолидированная оппозиция. Шесть партий объединились, чтобы выставить против Эрдогана единого кандидата. И опросы общественного мнения действующий президент стабильно проигрывал по популярности своему главному оппоненту — Кемалю Кылычдароглу. 

Уже после того, как дата выборов была назначена, в Турции произошло двойное землетрясение. И это фактор, который тоже повлияет на результаты голосования. 

Коррупция и кумовство, которые расцвели за годы правления Эрдогана, повлияли на масштабы разрушений. Погибли десятки тысяч человек, миллионы остались без крыши над головой. 

Эрдоган обвинил во всем застройщиков, которые при возведении зданий игнорировали стандарты безопасности. Быстро арестовали десятки строителей. Но оппозиция говорит, что виной тому — действующие правила и широко распространенная коррупция, а, значит, ответственность лежит на правительстве и самом Эрдогане. 

Последнее землетрясение затронуло 11 провинций с девятью миллионами избирателей, многие из которых традиционно поддерживали Эрдогана. 

У 74-летнего Кемаля Кылычдароглу репутация честного, спокойного, но решительного бюрократа с талантом выявлять коррупционные схемы. Но опыта выборного противостояния Эрдогану, который еще не проиграл ни одно голосование, у него нет. 

Чтобы победить в первом туре, кандидату надо набрать больше 50% голосов. Последние опросы показывают, что Эрдогана поддерживают 43,7% избирателей, а Кылычдароглу — 49,3%. Если эти цифры справедливы, то второго тура не избежать.

Весь последний год, что продолжается война России с Украиной, Эрдоган лично пытался выполнять роль посредника: организовывал переговоры сторон и продолжал общаться и с Владимиром Зеленским, и с Владимиром Путиным, по сути представляя себя в роли единственного лидера, сохраняющего влияние на обе стороны конфликта. 

В предвыборной программе объединенной оппозиции ничего не говорится о войне в Украине. Но оппозиция глобально настроена пересматривать политику Эрдогана. И есть вероятность того, что позиция Анкары по посредничеству между Москвой и Киевом тоже будет пересмотрена. Оппозиция очень зациклена на внутренних вопросах, на экономике Турции и вообще на том, что происходит внутри страны, а не вовне. Оппозицию часто критикуют за то, что внешняя политика — это ее ахиллесова пята. Она никак не проработана. 

Как вам новость?
Головоломки