24 октября директор РНПЦ онкологии и медицинской радиологии Сергей Поляков рассказал, что нужно делать онкобольным в период пандемии коронавируса.
«Людям с онкологической проблемой, с проблемой каких-то злокачественных опухолей надо более внимательно относиться к этой ситуации. Забегая вперед, сразу скажу. Спросили: «Что надо делать?». Прививаться», — сказал он в эфире телеканала СТВ.
Он подчеркнул, что не берется рекламировать им какие-либо конкретные вакцины. По словам Полякова, «все вакцины, которые применяются в нашей стране, могут быть использованы для пациентов, которые стоят на учете по поводу онкологической патологии».
Но уточнил, что делать прививку нужно «не во время химиотерапии, конечно же, не во время лечения».
Кроме того, онколог заявил, что в Беларуси «плановая медицинская помощь для онкологических пациентов не прекращалась ни на чуть-чуть».
«Мы знаем, что, действительно, какие-то онкологические центры, диспансеры перепрофилированы для оказания помощи в пик пандемии, если так можно выразиться. Но наш центр не перепрофилируется, и мы стараемся забирать на себя тех пациентов, которым показана хирургическая помощь в этот период», — рассказал Поляков.
Также он прокомментировал гипотезу, что коронавирус влияет на снижение онкозаболеваемости.
«Слишком мало времени прошло, чтобы мы могли ее подтвердить или опровергнуть. Но лично мое мнение, что отвергать гипотезу по поводу того, что вирусная инфекция, вызываемая коронавирусом, может каким-то образом влиять положительно на онкологические процессы, нельзя. Почему? Безусловно, в ряде случаев вирусная инфекция дает выраженный иммунный ответ. Мы знаем случаи, когда у пациентов (все уже знают эту фразу — «цитокиновый шторм») [потенциально летальная реакция иммунной системы] иммунитет начинает бороться со своим организмом. Почему в этот момент «цитокиновый шторм» не может повлиять на какую-то зарождающуюся опухолевую патологию, которая у этого человека есть, которая, может быть, еще не была выявлена даже? Если только начальная форма, почему этот иммунный ответ не может каким-то образом повлиять?» — заявил он.
Кроме того, по его словам, в ряде случаев у пациентов выраженная гипертермическая реакция: температура держится до недели на уровне плюс 39 и выше, и ее очень трудно снизить.
«И эта температурная реакция тоже может каким-то образом влиять на существующие опухолевые процессы», — заявил Поляков.
Тормозит рост раковых клеток или провоцирует?
Напомним, еще 21 октября белорусский онколог, замдиректора РНПЦ онкологии и медицинской радиологии Сергей Красный сообщил, что за последние 2 года в Беларуси количество онкопациентов снизилось на 25 тыс. И рассказал, что «есть гипотеза, что коронавирус может тормозить опухолевый рост и даже в некоторых случаях излечивать пациентов с онкологией».
«Дело в том, что ковид характеризуется высокой гипертермией (высокая температура, которая держится достаточно долго). Известно, что злокачественные опухолевые клетки очень чувствительны к высокой температуре и мы это давно используем в нашей практике. Кроме того, в ходе ковида отмечается резкий всплеск иммунитета — как клеточного, так и гуморального. То есть вырабатывается огромное количество антител. Комплексное воздействие может тормозить опухолевый рост, приводить к регрессии опухоли и даже в некоторых случаях к излечению. Это пока только гипотеза, но хотелось бы, чтобы это оказалось правдой», — отметил он.
С другой стороны российский врач-онколог, старший научный сотрудник Института клинической онкологии ОНЦ РАМН Евгений Черемушкин заявил «Газете.Ru», что лечебные свойства вирусов исследуются давно. Но чаще всего они работают в сторону провоцирования опухолевого роста.
«Получить системную вирусную патологию, чтобы она избирательно убивала раковые клетки, — это из области фантастики», — уверен медик.