"Завтра твоей страны": "Сколько бы ни сокращали импорт, белорусы больше покупать отечественных товаров не станут"

26.05.2009 11:56
Архив Редакция

Даже если согласиться с утверждением властей, что кризиса в Беларуси нет, от реальныех экономических проблем все равно никуда не деться

Даже если согласиться с утверждением властей, что кризиса в Беларуси нет, от реальныех экономических проблем все равно никуда не деться. Покупательская способность населения стремительно падает, и с такой скоростью растут горы залежалого товара на складах отечественных предприятий.

По данным Белстата, соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства на 1 мая 2009 года составило 93,2%, или 7 трлн. 82 млрд. рублей. Объем товарных запасов в розничной торговле составил 4091,3 млрд. рублей, что обеспечивает 43 дня торговли из расчета однодневного товарооборота апреля 2009 года (на 1 мая 2008 года — 39 дней).

Как ликвидировать неликвид? Ответ на этот насущный вопрос искали эксперты «Завтра твоей страны».

Возьму кредит в хорошие руки под малый процент

Председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович предлагает стимулировать спрос на отечественную продукцию с низкой импортной составляющей в себестоимости следующим образом. Для этого предлагается создать альянс банков с производителями основных групп потребительских товаров (холодильников, телевизоров, текстильных изделий) и путем пониженных процентных ставок на потребительские кредиты привлечь к ним внимание белорусских покупателей. То же самое, считают в НАН, необходимо сделать и по ставкам на кредитование отечественных услуг и образования.

Не исключено, что Михаила Мясниковича поддержит правительство. Во всяком случае премьер-министр Сергей Сидорский во время посещения 20 мая ЗАО «Атлант» заявил о готовящихся мерах по поддержке потребительского кредитования. – В ближайшее время мы примем решение правительства о том, чтобы перейти к определенному кредитованию, льготированию потребительских кредитов, — заявил премьер-министр.

Сейчас размеры ставок на все потребительские кредиты в стране колеблются от 12 до 27%. Экономист Исследовательского центра ИПМ Анастасия Гламбоцкая считает, что вариант снижения ставок можно рассматривать

Однако, по мнению эксперта, возможность снижения ставок кредитов на потребительские нужды зависит только от готовности банковской системы пойти на это. А банки нынче боятся невозвратов кредитов.

Спрос падает, а цены растут

В странах с рыночной экономикой действует простой закон: если товар долго не покупают, на него снижается цена. По словам Анастасии Гламбоцкай, если снизить цены на неликвиды, безусловно, появиться шанс их распродать и получить оборотные активы, которых так не хватает предприятиям. Это дало бы определенный импульс для развития фабрик и заводов, или хотя бы способствовало их поддержанию.

Пока же все происходит с точностью до наоборот. В Минске по информации главного статистического управления города, цены на непродовольственные товары в январе-апреле 2009 года по отношению соответствующему периоду прошлого года увеличились на 12,9%.

Но почему цены на белорусские товары, например, стиральные машины, телевизоры не уступают зарубежным аналогам, хотя хуже по качеству? Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса экономист Ярослав Романчук считает, что это связано с неэффективным управлением предприятиями.

— Также имеет значение использование несовременных технологий, безумная налоговая нагрузка, отсутствие качественного маркетинга и неспособность адаптироваться к требованиям рынка. Кроме того, в Беларуси нет своих идей инновационных технологий. «Горизонт» и «Атлант» конкурируют на рынках товаров для людей с доходами ниже среднего. Если бы данные предприятия были интегрированы в высокотехнологические цепочки мировых лидеров, ситуация была бы гораздо лучше. Например, если бы «Горизонт» продали тому же Шарпу, который в 1995 году хотел купить предприятие, не исключаю, что в настоящее время белорусы на экспорте телевизоров ЖКЭ зарабатывали больше, чем теперь на экспорте всех телевизоров вместе взятых, — подчеркивает эксперт.

Сокращение импорта — недальновидно

Пока основной антикризисной мерой остается борьба с импортом. Беларусь вводит большие ввозные пошлины и планирует снижение нормы беспошлинного ввоза товаров рядовыми гражданами c 1000 до 200 евро. Судя по тому, что эту ограничительную меру поддерживает Александр Лукашенко, она вскоре будет введена.

— У нас не хватает валюты, и мы смотрим, чтобы защитить своего производителя, помочь с экспортом. Это, полагаю, мера временная, — заявил Лукашенко. — Мы хотим, чтобы вы в это сложное время не завозили из-за границы, например, костюмы, и чтобы на границе с вас не сняли штаны (из-за завышения нормы ввоза – заявил недавно глава белорусского государства.

Ярослав Романчук считает, сколько бы ни сокращали импорт различными способами, белорусы больше покупать отечественных товаров не станут.

По его словам, телевизоры и холодильники – это не товары первой необходимости. За последние четыре года темпы роста покупательской способности показали, что телевизоров в стране купили достаточно много, и насыщение достигнуто. Теперь, когда белорусы испытывают шок от снижения доходов, средний класс станет реже покупать товары длительного пользования, к которым относятся холодильники и телевизоры.

Выиграют ли белорусские бизнесмены от повышения импортных пошлин? Анастасия Гламбоцкая считает, что белорусскому бизнесу удобно отсутствие достаточной конкуренции внутри рынка из-за рубежа. Это позволяет предпринимателям разного уровня быть достаточно успешными внутри страны. Однако на перспективу пользы никакой, поскольку нет стимулов к развитию.

Люди распорядятся деньгами лучше

Пожалуй, самая острая проблема с продажей неликвидов на предприятиях машиностроения. В то же время они, по указке сверху, продолжают наращивать объемы производства. Руководители крупных предприятий указывали что, например, МАЗу до следующего года можно не работать, продать хотя бы находящиеся на складе машины.

Ярослав Романчук считает, что необходимо помогать конкретным людям, а не промышленным предприятиям, которые работают неэффективно. В числе предлагаемых им мер: снятие с предприятий налоговой нагрузки, уменьшение НДС с 70% до 30%.

— Если произойдет реформа делового климата, на руках предприятий и населения останется как минимум 10 млрд. долларов. Это деньги люди сумеют потратить лучше, чем предприятия, которые выполняют указания чиновников, — уверен экономист.

Опыт Германии вверх ногами на белорусскую почву?

А как за рубежом в условиях кризиса стимулируют потенциального покупателя?

К примеру в странах ЕС действует программа поддержки продаж автомобилей. Как пишут «Ведомости», немецкое правительство выдает 2500 евро тому, кто утилизирует старый автомобиль (возраст не менее девяти лет, в собственности — не менее года) и купит новый. Покупать можно машины как отечественного, так и иностранного (!) производства.

В I квартале в странах Евросоюза было зарегистрировано 3,44 млн новых машин — на 17,2% меньше, чем годом ранее. Но в странах, предложивших покупателям премию за утилизацию старого автомобиля при покупке нового, весной начался рост. В марте немецкий авторынок продемонстрировал впечатляющий даже по меркам растущей экономики, не говоря уже о рецессии, взлет — 40%. Во Франции, Италии и Словакии, где также ввели премии за утилизацию, продажи в марте выросли на 8%, 0,24% и 18,2% соответственно.

Ярослав Романчук не верит, что можно у нас использовать немецкий опыт для продажи белорусских неликвидов.

– Не стоит забывать, что в Германии все эти меры предпринимаются в условиях дефляции. У них стабильная валюта. Там никто не думает об инфляции. Проблемы Германии, Америки и Беларуси не просто несоизмеримы, а имеют другую природу, — подчеркивает Романчук

В Беларуси тем временем появились все основания полагать, что условия импорта автомобилей в страну в ближайшее время будут лишь ухудшаться, а цены на автомобили — расти. Такой вывод содержится в пресс-релизе ООО «Китайские автомобили»: официального импортера и дистрибьютора автомобильных компаний Chery и Great Wall в Беларуси.

Отмечается, что отказ белорусских коммерческих банков от приема клиентских заявок на покупку валюты для оплаты импортных поставок приведет к удорожанию импорта. Пока рост затрат импортеров составит 2% дополнительной комиссии, взимаемой банками при продаже собственной или купленной на межбанковском рынке валюты, отмечают эксперты. Однако ввиду отсутствия нормативного документа Нацбанка и более-менее внятных объяснений высших чиновников этого ведомства совершенно не ясна перспектива.

Выход есть! Но нужно идти

Таким образом, белорусские власти пока не преуспели в стимулировании потребительского спроса и даже усугубляют проблему. Хотя, как считает экономист Михаил Залесский, путей выхода из этой непростой ситуации много.

– Можно использовать административный ресурс, можно наводить элементарный порядок в стране, искать какие-то экономические ходы, политические. Главное, нужно двигаться. Пока же в Беларуси есть лишь декларация о либерализации, модернизации. В основном благие намерения. А ими известно, куда дорога вымощена, — отмечает эксперт.

Виктор Листопадов, «Завтра твоей страны».

Как вам новость?
Головоломки