"Частный корреспондент": "Кризис по-белорусски"

29.04.2009 13:51
Архив Редакция

Лукашенко настаивает: экономическая ситуация в Белоруссии стабильная

Несмотря на все объективные признаки глубочайшего кризиса в Белоруссии, президент Александр Лукашенко настаивает: в его стране всё гораздо лучше, чем в Европе или, скажем, в России, и ее экономической безопасности ничто не угрожает. Меж тем эксперты не исключают дефолта и очередного обвала белорусского «зайчика».

«В Белоруссии всё спокойно»

На днях президент Белоруссии Александр Лукашенко посетил с рабочим визитом поселок городского типа Комарин. Батька заверил народ: «Белоруссия не упала в пропасть кризиса, удержались на краю». Тогда же Лукашенко парировал заявления ряда белорусских чиновников о том, что его страна якобы не обладает необходимыми ресурсами для погашения уже набранных долговых обязательств, а потому давать Белоруссии кредиты может быть опасно. «По мировым стандартам 25% от ВВП — это тот порог, который государство не должно преодолевать по кредитам. У нас сегодня меньше 8%. Вот и весь ответ», — заявил Лукашенко.

Не отказал себе Лукашенко и в удовольствии парировать еще одно популярное суждение: дескать, страна проедает кредиты. По словам белорусского лидера, все кредитные средства «пополнили» золотовалютные резервы Национального банка и служат своеобразной подушкой безопасности. Он также добавил, что в настоящее время Белоруссия «ни у кого кредиты не просит».

Кредитная история

Может, и не просит. Потому что не дает. Вообще же кредитная история Белоруссии в последние месяцы явно указывает на то, что страна пытается решить фундаментальные экономические проблемы за счет привлечения иностранных кредитов. Причем просит Лукашенко у всех, даже у бывших политических противников — например, доподлинно известно, что в прошлом году он попросил 5 млрд долларов у США. Однако крупнейшим кредитором остается Россия. В ноябре 2008 года президент Белоруссии выпросил у правительства РФ 2 млрд долларов под смешные 3% на пять лет. И это притом, что в декабре 2007 года Москва уже предоставляла Белоруссии кредит в размере 1,5 млрд долларов на 15 лет с пятилетней отсрочкой под 0,75%.

В декабре 2008 года Лукашенко договорился о предоставлении кредита с Венесуэлой. Сумма — 500 млн долларов. Просил, как отмечалось выше, Лукашенко кредит и у США. По его словам, для крупнейшей экономики мира это «не такая большая сумма». Те, правда, отказались давать взаймы и порекомендовали «последнему диктатору Европы» обратиться за помощью в МВФ. Лукашенко обратился. 12 января 2009 года исполнительный совет директоров Международного валютного фонда одобрил выделение Белоруссии кредита на сумму в 2,46 млрд долларов. «Сложилась уникальная для мира ситуация: еще никогда МВФ не давал кредитов стране, которая буквально на днях взяла кредит у России. Лукашенко очень удачно лавирует между двумя сторонами, и для Белоруссии это крайне выгодно», — комментирует белорусский политолог, обозреватель еженедельника «БелГазета» Виктор Мартинович в беседе с корреспондентом «Часкора».

Стоит отметить, что на достигнутом Лукашенко не останавливается. Сейчас, по его словам, он ведет переговоры о возможном предоставлении кредита с Всемирным банком. Попросил несколько недель назад Лукашенко денег и у Москвы — на сумму 100 млрд рублей. Москва отказала. По неофициальной информации, распространенной рядом СМИ, Кремль не устраивает явное затягивание Лукашенко вопроса о признании/непризнании независимости Абхазии и Южной Осетии. Собственно, заявления ряда российских чиновников о том, что Белоруссия может оказаться не в состоянии раздавать долги, выглядят не такими уж беспочвенными. Так, по официальной информации, за январь 2009 года внешний госдолг Белоруссии вырос на 20,4% и составил 4 млрд 476 млн долларов.

Складывается впечатление, что поиск иностранных кредитов — едва ли не единственный способ удержать экономику Белоруссии на плаву. Начало 2009 года многие белорусы встретили массовым рейдом по магазинам бытовой техники: Лукашенко принял решение провести в стране одномоментную девальвацию национальной валюты. Белорусский «зайчик» в один момент подешевел на 20,5%. Затем стали поступать тревожные сигналы со стороны реального сектора белорусской экономики. Производственные мощности белорусского производителя грузовых автомобилей и автобусов МАЗ (основной рынок сбыта — Россия) уже останавливались на неделю. Сейчас завод работает по принципу трехдневки. На увольнения персонала руководство предприятия пока не решилось: Лукашенко запрещает «выкидывать людей на улицу». Схожая ситуация едва ли не на всех белорусских заводах: на Минском заводе колесных тягачей, на знаменитом Минском тракторном заводе (МТЗ), ряде других. В регионах ряд предприятий текстильной и пищевой промышленности приняли решение временно отправить своих сотрудников в отпуска за свой счет — пока не распродадутся складские запасы. В бюджетной сфере тоже всё плохо: зарплаты врачам, учителям, работникам дорожных служб сокращают.

Собственно, все эти признаки слабеющей белорусской экономики были видны еще в конце прошлого года. Поэтому, когда Лукашенко всё же «признал» кризис в феврале, откровением для народа это не стало. Особенно в Гомельской области, районном городке Брагин. Его жители почувствовали запах кризиса в буквальном смысле: первый заместитель райисполкома Валентин Хмеленок подписал следующую директиву: «В связи с отсутствием рынков сбыта на лук и с целью его реализации обязываю руководителей всех форм собственности приобрести в КСУП «Брагинка» лук для нужд своих работников в счет заработной платы из расчета 10 кг на работающего». Лук вместо зарплат выдали сотрудникам 52 местных государственных учреждений. «Сегодня уже стоит вопрос о выживаемости. Букет финансовых сложностей сказался прежде всего на реальном секторе», — признала замминистра экономики Татьяна Старченко.

Худшее — впереди

Выживет ли белорусская экономика, когда поток иностранных денег прекратится, — большой вопрос. Экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич заявил в интервью «Часкору», что национальный экономический кризис еще далек от дна и худшее впереди. Экономист предупреждает: дальнейшая девальвация белорусского рубля неизбежна из-за дефицита внешнеторгового баланса страны. Аналогичного мнения придерживается и экономист Ярослав Романчук. По его словам, ситуация в стране «критичная», а власть, хоть и видит необходимость структурной перестройки экономики, ничего радикального для спасения ситуации не предпринимает. Г-н Романчук ожидает «складывания» белорусской экономики уже осенью текущего года, «в случае если власть не предпримет ничего радикального».

Точно такая же позиция и у экономиста Леонида Заико, который называет главной причиной серьезных проблем в белорусской экономике потерю экспортных площадок. «Ведь Белоруссия всегда была экспортно ориентированной экономикой», — замечает он. Эксперт ждет обвала национальной валюты к концу лета текущего года.

Однако точно сказать, что будет со страной к концу года, когда кредитный дождь закончится, не может никто. Народ по привычке готовится к худшему. Пенсионерка Наталья Семухова в интервью корреспонденту «Часкора» призналась, что уже купила чемодан круп и две больших упаковки макарон на всякий случай.

Валентин Мальцев, «Частный корреспондент».

Как вам новость?
Головоломки