Кризисной белорусской экономике как воздух нужны деньги.
Итак, сегодня можно определенно констатировать: мир все больше погружается в рецессию — экономический спад, который, как считает агентство Bloomberg, обещает стать самым опасным со времен Великой депрессии начала ХХ века. Это подтверждает и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят тридцать наиболее развитых в экономическом отношении государств. Недавно она опубликовала глобальный прогноз на будущий год, согласно которому суммарный ВВП стран-членов в годовом исчислении увеличится в 2008 году всего на 1,4% ( в лучшем случае), а уже в 2009 году снизится на 0,3%. Новый рост мировой экономики в целом станет возможен только к 2010 году, и то лишь порядка до 1,5%. Одной из первых в стадию так называемой технической рецессии (когда отрицательный прирост экономики происходит в течение двух кварталов подряд) вступила экономика Германии, являющаяся самой крупной в Евросоюзе. При этом, по данным СМИ, в третьем квартале текущего года немецкий ВВП сократился на 0,5%, что превзошло прогнозируемый ранее показатель снижения. Вслед за Германией в рецессию вступила и Великобритания — во втором квартале этого года рост британской экономики был нулевым, в третьем квартале ВВП снизился на те же 0,5%. Список крупнейших финансовых центров с регрессирующей экономикой пополнили Италия и Гонконг. По прогнозу ОЭСР, резкое замедление ВВП ожидает и Россию — с 6,5% в этом году до 2,3% в следующем, только еще в сочетании с дефицитным бюджетом и отсутствием роста импорта. Причем, в своем прогнозе ОЭСР исходит из цены барреля нефти Brent в $60, что, судя по всему, маловероятно.
В следующем году переживет сокращение темпов роста с 9,5% до 8% (по версии Всемирного банка — до 7,5%) и крупнейшая экономика вне ОЭСР — Китай. Там предстоит резкое замедление роста экспорта. Как будут развиваться события на самом деле, похоже, точно не знает никто, но, уверены западные эксперты, роль Соединенных Штатов как крупнейшего кредитора и ведущего заемщика может стать последней надеждой мировой экономики. Другими словами, миру нужно больше долларов, и Америка готова их предоставить… Ожидается, что Федеральный резерв США, ранее вкачавший сотни миллиардов долларов в мировую финансовую систему, уже очень скоро будет готов официально объявить о дополнительных мерах — Министерство финансов США планирует выпустить облигации на $1,5 трлн в текущем финансовом году (с 1 октября 2008 по 30 сентября 2009), чтобы профинансировать $700-миллиардный «план спасения» и обеспечить дополнительные средства на случай выкупа банков. Эксперты полагают, что глава ФРС и министр финансов США (кто бы эти должности не занимал персонально) будут вынуждены прибегнуть к крайним мерам, поскольку все предпринятые шаги до сих пор не принесли существенных результатов. По-прежнему кредитно-денежные рынки переживают коллапс, стоимость акций резко снижается, а мировая экономика все больше «схлопывается». Новой угрозой на фоне ухудшения экономического состояния теперь называют еще и дефляцию — сокращение уровня цен при спаде производства. Статистические данные правительства США в последние недели показывают, что цены на потребительские товары за исключением продуктов питания и топлива упали впервые с 1982 года.
Таким образом, утверждает профессор университета Беркли и советник Барака Обамы Роберт Райх, к моменту выхода из кризиса стоимость «плана спасения» американской и мировой экономик, изначально оценивавшегося в $700 млрд, вполне может вырасти до $2 трлн (!)… Кто знает, может и этого не хватить. А пока США в очередной раз наводняют цивилизованный мир долларами, на другом краю Земли — в России, происходят процессы не менее интересные. Как написал российский обозреватель В.Трегубов, «наступил редкий исторический момент — российским олигархам можно посочувствовать..» Повод для «сочувствия», действительно, есть — по данным того же агентства Bloomberg, за последние пять месяцев из-за финансового кризиса 25 богатейших людей России потеряли в общей сложности $230 млрд… Роман Абрамович потерял $20,3 млрд., Алишер Усманов — $11,7 млрд. Сколько на самом деле потерял Олег Дерипаска, подсчитать не удалось, однако известно, что он был вынужден срочно продать свою долю в немецкой строительной компании Hochtief, а также в канадской компании по производству автомобильных деталей Magna… Среди основных причин резкого обеднения российских «скруджей» эксперты называют, во-первых, разорение ряда крупных мировых банков, а во-вторых — резкое падение спроса на сырье. Несмотря на то, что эпицентр глобальных экономических потрясений пришелся на США, американской экономике пока что хватает запасов прочности. А вот крупный бизнес России столкнулся с нешуточными трудностями. Обесцениваются акции большинства предприятий, на повестке дня падение цен на нефть, да и самой политической системе России, похоже, предстоят нелегкие испытания…
В.Трегубов называет главные отличия российского экономического кризиса от всемирного: «Во-первых, имеет место эффект, оставшийся от войны в Ю.Осетии. Во-вторых, у инвесторов есть понимание того, что один человек — В.Путин, берет право карать и миловать, брать и отбирать от любого проекта. Россия (по крайней мере, ее действующий режим) окончательно растеряла доверие стратегических инвесторов. Пока видны проблемы только у вершины айсберга — у крупных государственных корпораций с присутствием, скажем так, частного капитала, у коррумпированного огосударствленного рынка. Шансов выжить у него нет. Однако этот финансовый крах будет сопровождаться и экономическим крахом, что скажется на каждом гражданине страны. Возможности выйти из этого замкнутого круга нет: рыночная экономика держится на инвестициях, а инвестиции не идут из-за режима. Следовательно, режим обречен на крах…» По мнению автора, крах этот может наступить уже «в течении календарного года», когда произойдет одно из двух — «либо Россия развалится вместе с режимом, либо режим развалится, не успев развалить государство». Не знаю, насколько такие прогнозы в отношении России и ее руководства обоснованы, возможно в оценках автора в данном случае преобладает эмоциональная составляющая… Но вот с утверждением еще одного российского эксперта Н.Петрова о том, что «благодаря» экономическому кризису в России грядет новый передел собственности, я могу согласиться на все сто… Пару дней назад я лично беседовал с одним российским предпринимателем, и, судя по всему, в Москве только об этом сейчас и говорят…
В связи с кризисом, ситуация там складывается таким образом, что определяющим фактором для спасения любого бизнесмена в России, будь он хоть трижды олигархом, является его близость к власти. Что, соответственно, и определяет — в какой степени тот или иной из них способен воспользоваться «спасательным кругом» из госбюджета. Потому как прежних условий, при которых российская олигархия возникла и успешно размножалась, начиная с 90-х годов прошлого века, больше не существует в природе. То есть теперь в РФ уже не крупный бизнес влияет на власть, как это бывает обычно, а с точностью до наоборот. Другими словами, российский олигарх новой формации — это человек назначенный Кремлем для управления огромной собственностью, и Кремлем же строго контролируемый. Таких нуворишей нового, «питерского» призыва становится все больше, а последние олигархи ельцинской генерации постепенно «вымирают» как мамонты, уступая место более молодым, связанным со спецслужбами и госкомпаниями. Вот для них-то экономический кризис и может стать настоящим Клондайком, ибо новые олигархи от госкомпаний в итоге не только ничего не потеряют, но еще и многое приобретут. Не потеряют, потому, что им проще сохранить то, что у них уже есть — за счет привлечения бюджетных ресурсов, что позволено только избранным. А приобретут они благодаря расширению сферы своего влияния, то есть за счет тех компаний, которые сейчас в большом количестве разоряются, не имея никакой государственной поддержки…
К числу «миллиардеров-счастливчиков», которым удалось «поймать волну кризиса», можно отнести, например, известного куршевельского ловеласа М.Прохорова, выручившему $10 млрд с продажи блокпакета в российском металлургическом гиганте «Норникель», а теперь задешево скупающего все подвернувшиеся ценные активы. В куда более сложном положении оказались российские богачи, до кризиса активно занимавшие средства на Западе, чтобы расширять свои империи — рыночная стоимость их бизнеса рухнула вместе с фондовым рынком. Большинство из них вообще оказалось в ситуации, когда стало невозможно рефинансировать собственные долги. В результате те из них, кто гарантировал кредиты акциями своих компаний, теперь остро нуждаются в «живых» деньгах, но банки-кредиторы ужесточают условия по выдаче кредитов и требуют под них дополнительное обеспечение. А такой инструмент привлечения финансирования, как фондовая биржа уже не работает — в связи с тем, что российский рынок потерял 60% с мая 2008 года… При таких условиях самым сильным игроком на российском рынке (в отличие от событий середины 90-х гг.), оказалось российское правительство во главе с В.Путиным, в распоряжении которого имеются золотовалютные резервы, по своему первоначальному объему уступавшие лишь запасам Японии и Китая. Но и до сих пор государство в РФ имеет больше «кэша», чем все олигархи вместе взятые. Не случайно эксперты Reuters пришли к единодушному выводу — самым крупным, если не единственным победителем в намечающейся борьбе элит за передел собственности станет российское государство.
Потому как не вмешаться в эту борьбу правительство не сможет по определению: активы, которые находятся в руках олигархов, имеют стратегическую важность, и позволить ключевым компаниям российской экономики попасть в руки западных банков, Кремль не позволит ни при каких условиях. Питер Бун, эксперт Лондонской школы экономики и политических наук в этой связи пишет: «Государство собирается решать, кто выживет, а кто нет, потому что олигархи в долгах. … Будет жесткая политическая битва за право быть спасенным на деньги из государственных резервов. Это может стать серьезной проверкой на прочность российской политической системы. …Будут два или три олигарха, которые выйдут из ситуации королями…» Интересно, кто же окажется в итоге этими новыми «российскими королями»?… Многие наблюдатели считают нынешнюю ситуацию в России зеркальным отражением той, которая имела место в середине 90-х гг., когда балансирующий на грани банкротства Кремль умолял олигархов одолжить ему денег под залог тогда еще государственных сырьевых компаний. Поскольку кредиты олигархам государство вернуть не смогло, те, в свою очередь и получили контроль над крупнейшими производителями нефти, металлов и другого сырья… Тогда и белорусскому руководству во главе с президентом А.Лукашенко можно было разговаривать с Кремлем почти на равных. Теперь об этом даже мечтать не приходится…
Нет никаких сомнений в том, что имея такие финансовые и энергетические преимущества, Кремль обязательно воспользуется кризисным состоянием белорусской экономики, и российская экспансия в Беларусь уже в ближайшем будущем резко усилится. Как заявил недавно руководитель Центра политических исследований Института экономики Российской академии наук Борис Шмелев — «мировой финансовый кризис подталкивает Беларусь и Россию к усилению интеграции». Еще бы, ведь Беларуси сейчас как воздух нужны деньги. Очень большие деньги. За которые нынешнее «прагматичное» российское руководство потребует чего-то большего, чем просто традиционных обещаний когда-нибудь подписать Конституционный акт или признать Абхазию с Ю.Осетией. Тот же пресловутый второй валютный кредит предоставлен Кремлем нашей стране не просто так, а под конкретный план, в котором четко расписаны жесткие российские установки, предусматривающие определенный механизм установления валютного курса, расписаны условия допуска российского бизнеса на белорусский рынок, создания условий для расчета в российских рублях и использования рубля в качестве резервной валюты. Цена вопроса — два миллиарда долларов, причем один миллиард Беларусью получен в ноябре 2008, а второй ожидается только в феврале 2009 года… Понятно — при неисполнении предварительных условий получить второй миллиард нам будет очень не просто. А если эти условия исполнить и допустить российский капитал к переделу белорусской собственности, то от нее в считанные дни может остаться одно лишь воспоминание. И никаких рейдеров не понадобится. А ведь мы находимся только в самом начале кризиса…
Между тем, как пишет «Экономическая газета», финансовые неурядицы на внешних рынках провоцируют рост пессимистических настроений среди директоров белорусских предприятий. В числе основных факторов, тревожащих отечественных руководителей, — возможное падение спроса на белорусскую продукцию и, как следствие, уменьшение объемов производства. Только за первый осенний месяц объем промышленного производства в сравнении с августом в сопоставимых ценах в Беларуси упал на 7,4%: в химической и нефтехимической промышленности он снизился на 6,4%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — на 1,5%, в промышленности строительных материалов — на 1,2%, металлообработке — на 0,7%. Одновременно растут запасы готовой продукции на складах, и, похоже, ситуация продолжает ухудшаться. Но наиболее сложное положение дел сегодня в белорусском машиностроении. Например, по итогам октября РУП «МАЗ» получит от силы только около половины тех денежных поступлений, на которые первоначально рассчитывало. При этом значительная часть оборотных средств предприятия сейчас «заморожена» в складских запасах. Мировой финансовый кризис нанес косвенный удар и по ЗАО «Белорусская калийная компания». В IV квартале 2008 г. БКК рассчитывает реализовать на 700 тыс.т. удобрений меньше по сравнению с ранее запланированным объемом, потому как сельхозпроизводителям многих стран все сложнее получить банковские кредиты и внести своевременную оплату за поставленный белорусский товар. В итоге, если кризис затянется, отечественный бюджет и внешнеторговое сальдо могут потерять одного их своих главных союзников в деле обеспечения выполнения прогнозных показателей.
Правда, двухмиллиардный стабилизационный кредит нам обещает и МВФ, но тоже не в качестве подарка, а в обмен на либерализацию с приватизацией… Кроме того, претензии МВФ касаются административного повышения зарплаты в бюджетной сфере, бюджетного субсидирования услуг ЖКХ, он также считает переоцененным курс белорусского рубля по отношению к доллару США и настаивает на значительной одномоментной девальвации курса белорусской нацвалюты. Переговоры с МВФ белорусским руководством ведутся, но каким будет их итог, пока совершенно неясно. В свою очередь президент А.Лукашенко заявил, что «МВФ очень позитивно оценивает то, что у нас сделано». При этом, отметил он, в Беларуси готовы прислушаться к тем замечаниям, которые сделаны экспертами фонда. Ну что ж, возможно кредит МВФ в итоге нам получить и удасться. Хотя тотальная мировая рецессия все равно к большому оптимизму не располагает. Как говорил когда-то еще один американский президент Гарри Трумэн, «спад — это когда ваш сосед теряет работу, кризис — когда работу теряете вы». И сей факт не может не настораживать, потому как в условиях кризиса белорусы, к сожалению, рискуют потерять не только работу…