Представители официального Минска говорят о своей экономике, как об островке стабильности в море бушующего финансового кризиса
Буквально до прошлой недели власти Белоруссии, комментируя кризисные явления в мировой экономике, с удовлетворением отмечали, что они не коснулись, да и не коснутся экономики страны. Представители официального Минска говорят о своей экономике, как об островке стабильности в море бушующего финансового кризиса. Президент Лукашенко с нескрываемым удовольствием подчеркивал, что те ее особенности, которые подавались как минусы и недостатки, в условиях кризиса работают как плюсы.
В частности, речь идет о неразвитом фондовом рынке. Белорусские предприятия так и не успели стать участниками мирового финансового рынка, хотя разговоры о подготовке к первичному размещению акций ряда предприятий на мировых биржах на уровне правительства уже шли. Консультанты международных финансовых компаний, посещавшие Минск с целью поиска клиентов, в своих комментариях отмечали, что для ряда компаний первичное размещение на мировых биржах может быть вполне удачным. Предполагалось, что первыми в 2009-2010 годах на Лондонской бирже появятся акции белорусских банков, в частности пока еще 100-процентно государственного Белорусбанка.
Несмотря на начавшиеся буквально в прошлом году процессы проникновения мирового капитала в банковскую систему Белоруссии, происходившие путем покупки долей белорусских банков зарубежными, его доля не достигла критической отметки, чтобы стать угрожающей в условиях кризиса. «В Белоруссии нет пока своего развитого фондового рынка, а доля иностранных средств в ресурсной базе белорусских банков не превышает 14%», — отмечала заместитель министра экономики Белоруссии Татьяна Старченко.
В то же время представители правительства вынуждены признавать, что, будучи открытой (экспорт Белоруссии составляет более 55% ВВП), белорусская экономика не избежит кризисных явлений «в среднесрочной перспективе». По оценке той же Старченко, замедление экономического роста в странах — торговых партнерах Белоруссии приведет к снижению спроса и на белорусскую продукцию. Пока правительство не готово заявить о том, что это может привести к уменьшению объемов производства.
Неудачный момент для Белоруссии и с точки зрения привлечения иностранных инвестиций. Не далее как в прошлом году правительство страны заявило о готовности сотрудничать с иностранными инвесторами и предприняло определенные действия для улучшения инвестиционного климата. И когда оно было готово пожинать плоды этих усилий, оказалось, что объем свободных средств для инвестирования в мире существенно уменьшился. На начало следующего года правительство Белоруссии намечало и активизацию приватизационных процессов — в настоящее время акционирование идет на 170 государственных предприятиях. В правительстве понимают, что в условиях финансового кризиса спрос на них будет ограничен, а значит, и цена окажется куда меньше ожидаемой. В то же время независимые эксперты полагают, что продавать собственность Белоруссии придется. По их мнению, в условиях отсутствия возможности для внешних заимствований и существенного снижения объемов экспорта единственным источником выравнивания структуры торгового баланса могут быть только прямые иностранные инвестиции.
Сегодня треть белорусского экспорта — это нефтепродукты. Снижение мировых цен на нефть ведет к их удешевлению и снижению эффективности белорусских НПЗ. С уменьшением цены нефти снижаются и размеры экспортной пошлины, за счет которой наполнялся бюджет страны. Не за горами и снижение цены еще одной важной статьи белорусского экспорта — калийных удобрений. Прогнозируют эксперты и снижение цен на продовольствие, экспорт которого приносил доход стране в последний год.
В Белоруссии пока вслух никто не произносит, что снижение доходов бюджета и предприятий может стать причиной снижения уровня жизни населения: уменьшения зарплат, невыплат пенсий и стипендий. В то же время многие независимые эксперты полагают, что уже в следующем году кризис может докатиться и до Белоруссии.
Антон Ходасевич, «Независимая газета».