Мелитина Станюта: лучи белорусского солнца сияют ярко, но могло бы быть гораздо лучше

22.01.2015 10:18
Спорт Редакция

Современная икона белорусской художественной гимнастики рассказывает о популярности наших спортсменок за рубежом, упоминает свою легендарную прабабушку и то, как брала медали на чемпионате мира с переломом стопы.

Казалось бы, что художественная гимнастка может делать в таком брутальным проекте, как «Бойцовский ген». Тем более если это элегантная Мелитина Станюта. Не ее ли мы часто видим на страницах глянцевых журналов.

Но есть и другая сторона медали. Стойкость, воля и передовые взгляды топовой гимнастки не могут оставить нормального белоруса равнодушным.

Ленты, булавы и хореография — это чуть ли не первые детские воспоминания уже многократной медалистки чемпионатов мира и Европы Мелитины Станюта. В один из самых красивых и одновременно жестких видов спорта она пришла совсем маленькой.
 

— Мне было три года. Обычная девочка, у меня не было ног от ушей. Но первый тренер, Светлана Васильевна Бурдевицкая, говорила, что увидела меня издали из окна и подошла к моей матери, — вспоминает Мелитина о той судьбоносной встрече. — Предложила ей обратить внимание на художественную гимнастику.


— У Светланы Васильевны, наверное, паранормальные способности.


— Не знаю, но я уже больше 18 лет в гимнастике.
 

Впрочем, этих 18 лет в спорте могло бы и не быть. Когда Мелитина закрепилась во взрослой национальной сборной, то прямо во время старта получила шокирующий перелом. И… продолжила выступать.


— Скажите, это слухи или правдивая история?


— Это была стопа. Болела и болела бесконечно. Делали снимки — все кости целы. "Чего ты ноешь?" Но было трудно тренироваться, делать прыжки. Обращалась к большому количеству специалистов. И один сказал: "Знаешь, твоя кость вот-вот сломается. Давай гипс! "Отвечаю: "Какой гипс? Через две недели чемпионат мира-2010!" Я поехала в Москву. На четвертый день, когда было упражнение с лентой, прыгнула и бах… Сама не знаю, как то упражнение доделала и выступила на следующий день. Вот тогда стопа посинела и позеленела, процесс пошел. Но выступила и стала третьей. Потом был еще один клубный чемпионат мира в Японии. История повторилась. После этого пришлось делать сложную операцию, наступило тяжелое ожидание: смогу ли тренироваться, смогу ли вообще нормально ходить. Теперь я с железкой в стопе на всю жизнь.


— Ошеломляюще!


— Считаю, что у каждого спортсмена были такие моменты, когда так болит, что не нужно никаких медалей, никаких приключений спортивных. У меня тоже были мысли, что это последний раз я проснулась в 7 утра и пришла в зал, который уже видеть не хочу-не могу. Но назавтра появляются силы, которые тянут назад. И хотя не бежишь, но идешь. Может, это любовь?
 

Только темный белорус не знает легенду Купаловского театра Стефанию Станюту — прабабушку Мелитины. В этом году будет праздноваться 100-летие культовой актрисы.
 

— Вы так владеете белорусским языком (Мелитина разговаривала на родном языке в течение всего интервью, — «Бойцовский ген»). Наверное, и здесь на вас повлияла прабабушка. Помните ли вы ее?


— Для меня она была родным и близким человеком. Обычная бабушка, с которой было хорошо и интересно. У нее была необычная квартира-сундук, в которой можно было копаться и каждый раз найти что-то новое — бусы, маски и многое другое. Мне было 4-5, тогда я не думала, что моя прабабушка — известная актриса. Только лет восемь назад я поняла, кто это был на самом деле, читала в книгах о моей прабабушке. Ей очень нравилось, что я занимаюсь художественной гимнастикой, так как она и сама очень-очень мечтала стать балериной. А история художественной гимнастики, кстати, началась с того, что балерина Айседора Дункан отбросила пуанты.
 

— Возможно, это звучит банально, но передалась ли вам любовь к театру?
 

— Если я знаю, что субботу-воскресенье проведу в Минске, то заглядываю в афишу, чтобы увидеть что-то новое на наших сценах.


— Что в вашем рейтинге на первых местах?


— Это, конечно, Купаловский. Но знаете, когда сходила на прошлогоднюю премьеру «Пана Тадеуша», не могла сказать, что в восторге, как от многих других постановок театра. Также очень нравится Театр белорусской драматургии. Раньше любила Современный художественный театр, но отношение несколько лет назад изменилось. Что касается Русского драматического театра, пусть мне там простят, но ни один спектакль мне не понравился.


— Однако получается, что к вашему профилю наиболее близок Национальный театр оперы и балета…


— Еще когда мне было 12, я не увидела в балеринах этого театра класса. Не мое. А вот летом, когда приезжала грузинская труппа, там да, была в восторге.


— Кстати, не впервые слышим критику по поводу театра оперы и балета. Здание красивое, отремонтировали хорошо, но атмосфера в нем как в каком-нибудь губернском театре России. Национального там мало, даже программки написаны по-русски.


— Вот-вот. Ни то ни се.

Художественные гимнастки тренируются по восемь часов в сутки, постоянно придерживаются жесткой диеты. И можно только представить, какая ответственность ложится на плечи наших граций время стартов. Интересуемся у Мелитины, чем это непростое занятие так привлекает белорусских девушек из поколения в поколение.


— Во-первых, это красиво. Это коктейль из спорта и искусства. Вид, который не портит женский ген. Мне хотелось бы, чтобы к художественной гимнастике в Беларуси относились внимательнее. Нам обещали специализированный дворец еще, кажется, в 2010 году. А теперь уже 2015 год — и ничего. А традиции художественной гимнастики очень яркие именно в Беларуси. Мы всегда приносим медали.


— Просмотрели иностранные видеоролики с вашим участием. Просмотры — 10, 20, 25 тысяч. Под видео множество комментариев по-испански и по-английски. И почти никогда — по-белорусски или по-русски. Выходит, ваши фанаты преимущественно из Западной Европы?


— В плане внимания мне еще очень приятно выступать в Японии. Там по-особенному относятся к людям, которые смогли сделать немного больше других. Они на таких людей молятся. По-особенному к нам относятся в Италии. А в Испании я однажды просто зашла в магазин, понятно, что без специального макияжа, без ленты, без мяча. Просто вот так, как сейчас. Вдруг ко мне подбегает девушка и начинает рыдать: "Вы Мелитина Станюта?" Для нее было неожиданно, что я по магазину хожу как обычный человек (а я обычный человек).


— Особое внимание — что это означает?


— В Бильбао, в стране басков, ежегодно собирают 10-12 гимнасток со всего мира, проводят гала-шоу. И столько фанаток и даже фанатов приходит на это посмотреть! Я с удовольствием там выступаю. Там себя можно почувствовать звездой — Дженнифер Лопес, Queen или группой «Океан Эльзы». Я люблю очень «Океан Эльзы», поэтому делаю такое сравнение. Там человек может броситься под автобус: «Вы никуда не поедете, я хочу автограф Мелитины Станюта!»


— Что, кто-то в самом деле так лег под колеса?


— Да, это была девочка, лет 15-16.


— И чем закончилась история? Вы вышли из автобуса?


— Я расписалась и передала эту бумагу девочке. Выйти из автобуса тогда было невозможно: желающих взять у гимнасток автограф было много, а всем надо было уезжать.


— Этот вопрос, возможно, некорректено. Как считаете, могла бы любая женщина, которая собой по каким-то причин недовольна, превратиться в богиню? В том числе при помощи упражнений из гимнастики или других видов спорта?


— Мне 21 год, не 30, не 40, поэтому сложно давать такие советы. Выскажу такое мнение. Каждая женщина — это звезда и муза. Не существует некрасивых. Свои плюсы и нужно превратить в звездность. Конечно, очень трудно поверить в себя, когда ты одна. Но если кто-то со стороны добавит позитивную капельку в океан недовольства, с женщиной может случиться чудо. К тому же все в наших руках — моих, ваших, той женщины. Как бы это банально ни звучало, руки нельзя опускать. У меня тоже бывают депрессии, и причина не только в зиме или осени. Мы не железные. Жизнь — это эмоциональная кривая, которая случается у всех. Если, скажем так, меня накрывает, то стараюсь больше нагрузиться какими-то приятными и не очень делами, чтобы не было времени думать о том, что мне плохо. И даже если не можешь, можно перебить депрессию делами.

— Звучали заявления, что помимо профессионального спорта вы хотели бы заняться маркетингом и менеджментом. Чтобы наших спортсменов продвигать. Это правда?
 

— На довольно маленькую в географическом плане страну у нас по-настоящему громкие традиции и в спорте, и в искусстве! Гены пальцем не задавишь. Лучи белорусского солнца сияют ярко. Но в то же время могло бы быть значительно лучше. О многих достойных именах наши люди не знают. Поэтому этих спортсменов надо так подавать обществу, чтобы все поняли их значимость. После окончания спортивной карьеры я хотела бы научиться это делать и продвигать таких людей.

Фото – Александр Tarantino Жданович

Как вам новость?
Головоломки