Жили — теперь выживают? Бобруйчане рассказали, как изменилась жизнь с началом войны в Украине

Жители Бобруйска, самого крупного белорусского райцентра, рассказали, как

Война в Украине уже отразилась на кошельках белорусов, доходы которых в долларовом эквиваленте за последний месяц-два снизились. При этом цены на продукты питания, одежду и предметы первой необходимости тоже не стояли на месте, резко пойдя вверх в марте.

Жители Бобруйска, самого крупного белорусского райцентра, рассказали, как изменилась их жизнь после очередной девальвации национальной валюты, спровоцированной вторжением в Украину.

«Пришлось отказаться от колбасы и сосисок»

Пенсионерка Татьяна Кожемякина живет на 550 рублей месяц и говорит, что в марте вынуждена была пересмотреть свои расходы, отказавшись от некоторых продуктов.

Жили — теперь выживают? Бобруйчане рассказали, как изменилась жизнь с началом войны в Украине

Женщина ведет строгий учет личных финансов и признается, что треть пенсии у нее уходит на оплату коммунальных услуг за трехкомнатную квартиру, еще четверть она отдает за лекарства, а на остальные покупает продукты питания и иногда что-то откладывает «на черный день».

– В марте все подорожало. Если за таблетки для сердечников, которые я пью постоянно, раньше отдавала 11 рублей, то последний раз покупала их за 20 рублей. И так практически со всеми товарами. Подорожали фрукты и овощи, мясо и молоко, хлеб, яйца, крупы – все то, что входит в мой ежедневный рацион.
Раньше, говорит Татьяна, она могла позволить себе откладывать 10% пенсии на непредвиденные расходы. Сейчас денег едва хватает на самое необходимое. Спасает то, что рядом с домом находится фирменный магазин Гомельского мясокомбината, где женщина время от времени покупает свиное либо говяжье рагу по цене чуть больше 2 рублей за кг.

– Беру сразу 10 килограммов костей, срезаю с них мясо, добавляю немного курятины и делаю фарш – получается 3-4 килограмма. Замораживаю и готовлю из него различные блюда – котлеты, колдуны, тефтели. На месяц хватает. Из костей варю холодец.
А вот от колбасы и сосисок Татьяне пришлось отказаться – дорого и непрактично. Раньше женщина могла побаловать себя коньяком или бальзамом, которые добавляла в чай. Сейчас, говорит, алкоголь также пришлось вычеркнуть из списка покупок.

– Хотела этой весной обновить гардероб и приобрести новой пальто, но от этой идеи пришлось отказаться. Занесла свое старое демисезонное пальто в химчистку – думаю, еще пару лет его поношу.

«Хотел уехать в Польшу через год, но решил не откладывать»

Жили — теперь выживают? Бобруйчане рассказали, как изменилась жизнь с началом войны в Украине

Николаю Радюкевичу 21 год, несколько дней назад у него закончилась обязательная отработка по распределению в Бобруйском автобусном парке. Молодой человек планировал получить права категории Е, чтобы работать дальнобойщиком, но поменял планы.

– Я хотел уехать в Польшу через год, но решил не откладывать, потому что нормальную работу в Беларуси найти стало намного сложнее, здесь я просто потеряю время.
События последнего месяца лишь убедили Николая в правильности решения. Он говорит, что если в начале года на свою зарплату в 650-700 рублей мог снимать комнату, нормально питаться и даже что-то откладывать на курсы вождения, то в марте денег уже едва хватало на самое необходимое.

– Подорожало ну буквально все – колбаса, печенье, хлеб, фрукты и овощи. Хозяин дома, в котором я снимаю комнату, поднял аренду с 200 до 250 рублей в месяц. Я решил больше не оттягивать свой переезд в Польшу. Вопрос с получением приглашения на работу и оформлением визы Николай решал через посредника. Говорит, за его услуги в два этапа отдал 200 евро. И если поначалу была возможность рассчитываться в белорусских рублях по курсу, то в конце марта за помощь в подаче документов на польскую рабочую визу посредник брал уже только валюту.

– Когда решение о переезде было принято, я стал экономить буквально на всем, чтобы собрать деньги на дорогу. Отказался от сигарет, которые, кстати, тоже подорожали, перестал ходить в кафе, покупать сладости. Но денег даже с учетом того, что после увольнения я получил отпускные, все равно впритык. Хорошо, что в Польше принимающая сторона обещает помочь не только с работой, но и с жильем. Если что-то пойдет не так, денег у меня хватит максимум на неделю проживания в хостеле и обратный билет.

«Я почти не покупаю фрукты и не могу откладывать деньги»

Жили — теперь выживают? Бобруйчане рассказали, как изменилась жизнь с началом войны в Украине

Бобруйчанка Виктория Мищенко учится в Гродненском университете, а в свободное время подрабатывает продавцом в магазине на 0,5 ставки. Говорит, ее учебу оплачивают родители, а зарплату – 400-500 рублей – она тратит на себя. Раньше девушка могла что-то откладывать, так как после получения диплома бакалавра хочет продолжить учебу за границей. Сейчас, по ее словам, денег едва хватает на продукты питания и транспорт.

– Я почти не покупаю фрукты, которые подорожали в полтора-два раза, не беру на салат огурцы и помидоры, намного реже покупаю йогурты и творожные сырки. И не могу откладывать деньги, так как зарабатывать стала меньше.

В магазине, где подрабатывает Виктория, практикуется почасовая оплата труда, расценки постоянно меняются. Когда девушка трудоустраивалась, то получала за час работы около 7 рублей. Сейчас ей платят 4 рубля – количество посетителей и объемы продаж в магазине заметно сократились, а цены выросли. Соответственно, ее доходы упали примерно до 300-350 рублей.

– Если на еде еще можно как-то сэкономить и привезти из дома крупы, консервацию, то от транспортных расходов никуда не деться. До университета я стараюсь добираться пешком, а вот на работу приходится ездить, потому что с двумя пересадками дорога занимает около часа. В среднем на транспорт ежедневно уходит до 5 рублей, если опаздываю и беру такси, то отдаю все 10 рублей.
Светлана Головкина. Фото предоставлено героями публикации.

Ранее Телеграф сообщил, что в Белстате 11 апреля сообщили, что цены в марте этого года выросли сразу на 6,1%. В годовом выражении инфляция составила 15,9%.

[author_bio]

Как вам новость?
Головоломки