Почему белоруски в последние годы всё чаще не торопятся заводить семью и рожать большое количество детей? Таким вопросом задались ведущие ток-шоу одного из гостелеканалов. Приглашённые в студию эксперты, среди которых оказались и председатель Белорусского союза женщин (БСЖ) Ольга Шпилевская, озвучили свои версии. Среди них — и "уход молодёжи в виртуальную реальность", и "негативное влияние западной культуры и западных ценностей", и желание молодых людей обеспечить собственное материальное благополучие прежде, чем заводить семью.
Так, один из ведущих ток-шоу на СТВ Кирилл Казаков озвучил одну из версий учёных о том, что если бы Беларусь не пострадала так сильно во время войн в XX веке, то сейчас на территории страны проживало в три раза больше людей — около 30 млн человек. Он выказал опасение, что при населении менее 10 млн человек белорусам «через лет 5-6 нам придется искать этих самых мигрантов», в том числе, чтобы закрыть потребности белорусской экономики. При этом Казаков подчеркнул, что ему хотелось бы, чтобы демографический вопрос был закрыт не с помощью мигрантов, а «людей, которые родились на территории Беларуси».
Ольга Шпилевская, в свою очередь, подчеркнула, что между демографией, политикой и экономикой нужно ставить знак равенства, «потому что по-другому быть не может». Она обратила внимание на то, что в послевоенные годы в Беларуси были большие семьи и объяснила почему.
«Всё было по-другому, к созданию семьи относились по-другому, к рождению детей относились по-другому. Сейчас часто молодые люди, прежде чем родить ребенка, думают о том, как все будет складываться. Очень бы хотелось, чтобы были и квартира, и машина, и дача, и мама, и папа, и няня – все эти составляющие. Раньше, конечно, такого подхода не было», — заявила глава БСЖ.
По её словам, начинать исправлять сложившуюся демографическую ситуацию нужно «с перевоспитания нашего поколения уже как бабушек и дедушек, которые должны своим детям привить моду на детей, любовь к детям». В качестве примера она привела собственную дочь.
«Мне было 23 года, она у меня появилась в 24. Но для меня это уже был поздний ребенок. Все мои одноклассницы уже имели детей. Я понимала, что у меня тоже должен появиться ребенок. А у них такого нет в принципе. Они замещают котиками, собачками, любовью к окружающему миру. И это все прекрасное, что пришло к нам и не от наших истоков», — рассказала Шпилевская.
В качестве «положительного примера» она привела Узбекистан, где «до сих пор детей рожают и их рожают много».
«Не на 100 % туда проникла западная культура, западные ценности. Совсем другие идеалы», — пояснила она.
Шпилевская отметила, что Белорусский союз женщин «делает все, чтобы популяризировать семьи» и упрекнула современную молодёжь в том, что они «не знают, где им знакомиться».
«Все ушли в интернет, общаются в виртуальной реальности. Дети от виртуальной реальности не появляются. Чтобы люди завели семью, им нужно где-то встретиться», — подчеркнула она.
«Не видим обратного эффекта» — Глава БСЖ призвала «стимулировать» белорусок рожать вторых детей. Как?
При этом Шпилевская признала, что несмотря на то, что в Беларуси создано «слишком много социальных условий, чтобы женщины рожали», «обратного эффекта» от этого не видно. По её словам, в ходе выездных встреч БСЖ с трудовыми коллективами вопросы, связанные с господдержкой семей, задают чаще всего не многодетные, а те, у кого есть лишь один ребенок.
«Вопрос задают не многодетные семьи, потому что у них это семейный капитал, жилье, бесплатное питание детей в детских садах и дошкольных учреждениях. Вопрос стоит в рождении второго ребенка. Вот эту категорию нам нужно подумать, как стимулировать. Потому что чаще всего происходит так, что появляется или один ребенок, или эта семья уже многодетная – три и более. Вопрос уже в появлении вторых, а потом уже и третьих детей», — заявила Шпилевская.
Предполагается, что в современном обществе с низкими показателями младенческой и детской смертности на каждую женщину должно приходиться не менее 2,1 рожденного ребёнка, чтобы сохранить численность населения в долгосрочной перспективе на постоянном уровне и без миграции.
В Беларуси, согласно данным Всемирного банка, этот показатель составляет всего 1,38 — так же, как, например, в соседней Польше. Однако, это ниже среднего показателя для стран Евросоюза, где на каждую женщину приходится 1,5 ребенка, а также ниже, чем в США — 1,64 ребенка и 139 место в мировом списке.
Напомним, ранее глава Совета Республики Беларусь Наталья Кочанова объяснила, почему, по её мнению, женщины не смогут справиться с должностью президента Беларуси.