В начале 60-х годов в Советском Союзе началась активная программа по строительству бюджетного жилья, известного как «хрущевки». Однако архитекторы того времени не ограничивались лишь проектированием стандартных пятиэтажных зданий. Например, в в 1961 году в одном из спальных районов Ленинграда возвели экспериментальный коттедж удивительной формы. Кроме того, дом построили из пластика, что в те времена казалось настоящей фантастикой.
На самом деле, советские архитекторы не были новаторами. Ведь самый первый пластмассовый дом разработал француз Жан Маневаль в 1956 году — и себестоимость такого жилья была в три раза дешевле бетонной панельки.
Через год очень похожий дом появился в США. Американское правительство хотело застроить ими социальные кварталы в Чикаго и Детройте.
А спустя еще четыре года пластиковый дом построили и в СССР, в Ленинграде, между первым и вторым корпусом двадцать четвертого дома по улице Торжковской. Проект, призванный максимально сэкономить на строительстве индивидуальных жилых домов, разработали архитектор Алексей Щербенок и инженер Леонид Левинский.
На первом уровне здания использовали стекоблоки. Этот этаж занимал 6 квадратных метров и имел высоту 2,2 метра. Его основная функция заключалась в защите инженерных систем и вентиляции.
Второй этаж, напротив, был собран из трехслойных пластиковых тюбингов (2 слоя из прочного стеклопласта, между которыми помещали 1 слой пенополистерола, выступающего в роль утеплителя). Он занимал 49 квадратных метров. Здесь были предусмотрены все удобства для типичного советского жителя: комната, кухня, совмещенный санузел, кладовая и терраса.
Однако дом так и не использовали в качестве жилья. Его превратили в исследовательскую лабораторию. Специалисты наблюдали за состоянием стен, оргстекла, инженерных коммуникаций, они пришли к выводу, что материалы вполне пригодны для массового строительства.
По окончании строительства стало ясно, что такой способ способен значительно уменьшить себестоимость жилья.
Однако руководство страны не торопилось с выводами. Ведь такой дом воспитывал в людях индивидуальность, а не нужный коммунизму коллективизм. Кроме того позже архитектор Щербенок объяснил, что, по подсчетам проектировщиков, за 25 лет инженерное обслуживание квартала домов, аналогичных по площади блочным хрущёвкам, будет в 2,5 раза дороже, что сводит на нет разницу в их себестоимости.
После трех лет изучения интерес к дому угас, и он начал разрушаться, покрываясь граффити и привлекая маргинальные компании. В итоге его остатки просто снесли.
Однако на основе наблюдений за ним, в 1963 году, в Москве на 4-м Вятском переулке построили первую и единственная пластмассовую пятиэтажку. Впрочем, крыша дома стала протекать, окна продуваться всеми ветрами, пластиковые батареи не выдерживали перепадов температур и постоянно прорывали в морозные дни. Поэтому жильцов переселили, а пластиковую пятиэтажку демонтировали.
Возможно, советский пластиковый коттедж и его мировые «побратимы» вдохновит белорусов на создание подобного жилища. Главное, чтобы эксперимент наконец-то стал бы удачным.