RAEX-Europe: В этом году экономика Беларуси сократится на 6%

14.07.2020 11:39
Экономика Анализ Редакция

RAEX-Europe подтвердило рейтинг суверенного правительства (SGC) Беларуси на уровне «B» (умеренно низкий уровень кредитоспособности правительства) в национальной валюте и на уровне «B» (умеренно низкий уровень кредитоспособности правительства) в иностранной валюте. Прогноз рейтинга был изменен с позитивного на стабильный, что означает, что в среднесрочной перспективе существует высокая вероятность сохранения рейтинговой оценки.

Агентство подтвердило суверенные кредитные рейтинги Беларуси на уровне «B» с изменением прогноза с позитивного на стабильный. Корректировка прогноза отражает влияние текущего кризиса на экономику, внешнюю позицию и государственные финансы. Мы ожидаем сокращения экономики в 2020 году, тогда как фискальный баланс будет дефицитным, а счет текущих операций ухудшится. Между тем, рейтинг по-прежнему сдерживается низкоэффективным государственным сектором, высокой экономической и финансовой зависимостью от России и повышенным уровнем финансовой долларизации, сообщили Телеграфу в агентстве.

«Рейтинги в то же время поддержаны улучшением качества макроэкономической политики и управления государственными финансами, о чем свидетельствуют успехи в сдерживании инфляции, укреплении международных резервов и сокращении государственного долга в сочетании с управляемым рефинансированием обязательств», — отметил Денис Анохов, рейтинговый аналитик RAEX-Europe.

Ниже представлен полный анализ ситуации в Беларуси, предоставленный Телеграфу в RAEX-Europe.

Шоки, связанные с пандемией и ценой на нефть, значительно ухудшают экономические перспективы. Замедленный экономический рост на 1,2% в 2019 году был обусловлен прежде всего перебоями в переработке нефти и глобальным замедлением внешнего спроса, в то время как вклад конечного потребления в экономический рост начал снижаться. Ограничение поставок российской нефти в начале 2020 года еще более усугубило ситуацию в промышленном производстве, которое за первые 5 месяцев 2020 года сократилось на 3,9% год-к-году, что частично было компенсировано ростом в ИТ-сфере и строительстве. Соответственно, реальный ВВП сократился на 1,8% год-к-году по сравнению с соответствующим периодом 2019 года.

Мы ожидаем, что в этом году экономика Беларуси сократится на 6%, так как продолжающийся шок на рынке нефти и пандемия повлияют прежде всего на экспорт страны, и значительно ухудшат и без того слабые экономические показатели. Правительство внедряет меры поддержки экономики, которые в основном включают налоговые каникулы, в то время как прямая финансовая поддержка, вероятно, будет доступна только для государственных предприятий.

Долговая нагрузка снизилась, валютный риск остался. Позиция правительства по долгу остается благоприятной, поддержку ей оказала консервативная политика в отношении новых заимствований и сокращение гарантированного правительством долга. В 2019 году чистый прирост нового долга составил 0,2 млрд долларов США, а отношение валового государственного долга к ВВП и доходам бюджета снизилось до 42,7% и 114,7% в 2019 году, в том числе на фоне укрепления белорусского рубля. Государственный долг также имеет благоприятные сроки погашения, состоит преимущественно из многосторонних и двусторонних обязательств перед суверенными и наднациональными учреждениями. В 2020 году, с учетом переоценки валюты, краткосрочные долговые обязательства оценивались на уровне около 7% ВВП.

Правительство сохраняет доступ к международным финансовым рынкам. В 1 полугодии 2020 года было проведено 2 размещения государственных облигаций: рублевые облигации на 10 млрд руб. на российском рынке и еврооблигации на сумму 1,25 млрд долл. США. Последний выпуск еврооблигаций был размещен с четырехкратной переподпиской, что свидетельствует о высоком спросе на государственный долг страны. Однако растущий спрэд между белорусскими долларовыми облигациями и государственными облигациями США показывает, что международные инвесторы усиливают свои ожидания по рискованности долга правительства.

Мы ожидаем умеренный рост долга в этом году, принимая во внимание его подверженность валютным рискам — доля валютных обязательств составляет 98% от прямого государственного долга. Под влиянием ослабления рубля в 2020 году мы считаем, что общий государственный долг может вырасти до 47% ВВП. Кроме того, на долю России и связанного с ней Евразийского Фонда Стабилизации и Развития (ЕФСР) приходится более 60% внешнего долга, что делает его дальнейшее рефинансирование в значительной степени зависимым от состояния политических отношений между двумя странами.

Умеренное ухудшение фискальной позиции с переходом в дефицит. За счет политики бюджетной консолидации государственные расходы постепенно сокращались, а доходная часть увеличивалась. В 2019 году официально опубликованный профицит консолидированного бюджета составил 2,4% ВВП, при этом скорректированный профицит бюджета оценивался в 0,6%. Несмотря на снижение по сравнению с 2018 годом, исполнение бюджета превзошло наши прогнозы, так как было выполнено в условиях снижения вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Мы также наблюдали улучшение качества управления бюджетными расходами за счет сокращения государственных гарантий и субсидий, а также сокращения капиталовложений, связанных с Белорусской АЭС.

На фоне текущего влияния пандемии и с учетом потерь от российского налогового маневра, мы ожидаем что официальный дефицит консолидированного бюджета составит 1% ВВП в 2020 году. Однако скорректированный дефицит бюджета может достичь 4-5%. Масштабы расширения дефицита будут во многом зависеть от планов правительства по выделению средств на инфраструктурные проекты и поддержку государственных предприятий. Учитывая текущую экономическую ситуацию, мы ожидаем, что правительство будет проводить консервативную фискальную политику, в первую очередь концентрируясь на финансировании социальной сферы и здравоохранения.

Денежно-кредитная политика стала более гибкой; однако трансмиссионный механизм остается низкоэффективным. Национальный Банк Республики Беларусь (НБРБ) остается последовательным в достижении стабильности цен и придерживается таргетирования инфляции и режима плавающего обменного курса. Политика регулятора в сочетании с замедлением инфляции в России и снижением спроса, способствовали замедлению инфляции до 4,7% в 2019 году, что укладывается в целевые показатели Банка в 5%. Во втором полугодии 2019 года регулятор начал ослабление политики, уменьшив ставку рефинансирования на 1 п.п., и продолжил смягчение в 2020 году, дополнительно снизив ставку рефинансирования на 1,25 п.п. до 7,75% по состоянию на 1 Июля 2020 года.

Мы ожидаем, что инфляция будет немного выше целевого уровня — в диапазоне от 5% до 6% в 2020 году, учитывая дезинфляционный эффект ослабления спроса и консервативную фискальную политику. Однако высокая долларизация банковской системы и слабый внутренний рынок капитала являются сдерживающими факторами для эффективности денежно-кредитной политики. Более того, монетарные власти все еще ограничены в своей независимости и подвержены политическому влиянию.

Банковская система демонстрирует стабильность, но долгосрочные структурные проблемы создают риски. В прошлом году банковский сектор продемонстрировал положительную динамику основных показателей. В 2019 году кредиты выросли на 10,4%, что было поддержано снижением рыночных процентных ставок и профицитом ликвидности банковской системы. Показатели финансовой устойчивости остаются стабильными: по состоянию на 1 квартал 2020 года коэффициент достаточности капитала сохранился на уровне 15,1%, что выше нормативных требований, а показатели ROE и ROA составили 10,4% и 1,6% соответственно. Наряду с этим регулятор ввел ряд мер по сдерживанию воздействия негативных эффектов пандемии COVID-19 на устойчивость банковской системы. Основные меры включают кредитные каникулы для банков и клиентов, смягчение пруденциальных требований и частичное снятие буфера консервации капитала.

По состоянию на конец 2019 года уровень неработающих кредитов снизился до 4,6%, однако, учитывая текущий экономический спад, мы считаем, что долгосрочные структурные проблемы, такие как высокая доля активов в иностранной валюте, и концентрация рисков на государственных предприятиях, создают повышенные риски ухудшения качества кредитов, что уже частично выразилось в росте неработающих кредитов до 5,3% на конец 1 квартала 2020 года. Кроме того, на государственные банки приходится 62% активов, что усиливает риски потенциального отвлечения значительных государственных средств на их поддержку в случае ухудшения качества кредитов.

Риск для внешней позиции связан с неопределенностью в отношениях с Россией. На конец 2019 года платежный баланс Республики Беларусь имел профицит в 2,8% ВВП, что было поддержано притоком ПИИ и сокращением платежей по финансовому счету. В то же время дефицит счета текущих операций составил 1,8% ВВП, в основном из-за слабого экспорта, пострадавшего от шоков в нефтяной промышленности.

Международные резервы, достигнув пика в начале 2020 года, сократились в Июне 2020 до 8,8 млрд долларов США, поскольку НБРБ проводил валютные интервенции для смягчения волатильности, вызванной резким обесценением российского рубля. Однако мы ожидаем, что текущий уровень резервов со значительной долей ликвидных активов будет сохранен, поддерживая внешнюю позицию в случае возможных шоков. По нашим оценкам, международные резервы равноценны 2,5 месяцам импорта товаров и услуг.

В среднесрочной перспективе внешняя позиция Республики Беларусь будет в значительной степени находится под влияем сокращения экономики ее основных торговых партнеров, прежде всего России, и нестабильности мировых цен на нефть. В связи с этим мы ожидаем, что дефицит счета текущих операций увеличится до 5-6% в 2020 году. Мы оцениваем прямую и косвенную зависимость от отношений с Россией как основной риск для внешней позиции. Хотя торговая напряженность из-за поставок нефти и ценообразования до настоящего времени была нейтрализована, это останется ключевым фактором напряженности в дальнейших переговорах по интеграции между двумя странами.

Как вам новость?
Головоломки