Между Москвой и Минском разразился очередной скандал. На этот раз на самом высоком уровне
Стороны не сошлись во взглядах на развитие общего государства и перенесли встречу на неопределенный срок. Отложено и намечавшееся на сегодня подписание российско-белорусского соглашения об объединенной системе ПВО двух стран.
Информацию о неожиданном переносе заседания высшего госсовета «Ъ» подтвердили сразу в нескольких ведомствах, готовивших это мероприятие. В администрации президента РФ, российском МИДе и аппарате госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Павла Бородина на запрос «Ъ» ответили одно и то же: намеченный на понедельник госсовет, равно как и визит белорусского президента Александра Лукашенко в Москву, не состоится. «Российская сторона была готова провести госсовет 1 декабря. О своей готовности заявляли и белорусы. Но потом одна из сторон предложила для рассмотрения ряд существенных вопросов, требующих дополнительного согласования и переноса даты госсовета,— заявил вчера «Ъ» пресс-секретарь господина Бородина Иван Макушок.— В Москве и Минске хотят провести действительно знаковый госсовет и поднять на нем важные для союзников вопросы». Источники «Ъ» в Кремле были лаконичнее: «Ничего не будет. Ни госсовета, ни визита».
Заседание высшего госсовета срывается уже во второй раз за последнее время. Первоначально оно должно было состояться 3 ноября, но за неделю до этого, 25 октября, прошла встреча президентов России и Белоруссии Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко, после которой пресс-служба Кремля сообщила о переносе заседания на начало декабря. Причины этого решения не оглашались.
Накануне нынешнего заседания и в России, и в Белоруссии всячески намекали на то, что оно станет «переломным в истории Союзного государства». Еще в пятницу в российском МИДе «Ъ» заверяли о «почти стопроцентной готовности Москвы к проведению заседания госсовета», правда, на всякий случай все же просили не обнародовать его дату. При этом высокопоставленный собеседник «Ъ» на Смоленской площади сообщил, что во время пребывания в Москве Александра Лукашенко ожидалось подписание как минимум одного важного документа — соглашения о совместной системе противовоздушной обороны РФ и Белоруссии. Его текст, по словам дипломата, давно согласован, но все еще не подписан.
Интригу подогревала и белорусская сторона. «Союзные отношения до конца года должны быть подняты на новую высоту. Нам стоит выработать несколько, а может, и одну программу, которая позволила бы выйти на более существенные отношения»,— заявил в ноябре господин Лукашенко. А Павел Бородин после одной из недавних встреч с белорусским лидером сообщил: «Повестка дня заседания высшего госсовета будет существенно изменена и усилена». Сотрудники аппарата господина Бородина все минувшие выходные проработали в авральном режиме, завершая приготовления к заседанию госсовета и согласовывая его повестку. И лишь в воскресенье вечером до всех переговорщиков довели команду «отбой». «Это беспрецедентно. Такого еще никогда не было»,— посетовал в беседе с «Ъ» один из участников подготовки отмененного заседания.
Судя по всему, именно повестка дня заседания стала в итоге причиной переноса даты высшего госсовета на неопределенный срок. По словам собеседников «Ъ», близких к белорусскому руководству, в ходе предварительных консультаций было решено, что в нее будут включены такие принципиальные вопросы, как принятие конституционного акта Союзного государства и переход двух стран на единое платежное средство. На рассмотрении этих вопросов больше всего настаивала белорусская сторона. В конце прошлой недели в интервью France Presse Александр Лукашенко посетовал на то, что из-за отсутствия конституционного акта не решаются многие вопросы развития Союзного государства. По его словам, уже подготовлено несколько проектов этого документа, однако тот, который предлагает российская сторона, «гораздо слабее ныне действующего договора о создании Союзного государства». «Зачем нам смешить людей и на референдуме принимать такую конституцию, если она слабее этого договора? Пусть тогда действует договор. Конституция должна быть конституцией»,— заявил господин Лукашенко.
Белорусский лидер не уточнил, какой именно проект его раздосадовал. Однако известно, что еще год назад в аппарате господина Бородина было подготовлено три варианта конституционного акта. Согласно двум проектам, руководитель Союзного государства именуется президентом, а в третьем — главой высшего госсовета. При этом в первом варианте акта говорится, что пост президента союза занимает президент РФ, при котором вице-президентом состоит белорусский лидер. Во втором предлагается, чтобы единого президента избрали российский и белорусский народы на основе всеобщего прямого голосования, а посты вице-президентов займут главы РФ и Белоруссии по должности. Наконец, в третьем предлагается, чтобы центральным органом власти стал высший госсовет, в который войдут главы государств, правительств и парламентов РФ и Белоруссии. Подчиняться они при этом будут всенародно избранному председателю высшего госсовета.
Так или иначе, но выпад белорусской стороны не остался незамеченным в Москве. «Заявления Минска — это очередная ложь, которой они не в первый раз пытаются подменить реальный переговорный процесс. Россия не раз подтверждала свое желание углублять интеграцию, но белорусская сторона навстречу не шла»,— заявил «Ъ» собеседник в Кремле. Что касается заседания госсовета, то, по словам источника «Ъ» в администрации российского президента, Москва готова его проводить в любое время, «но при условии, что на нем будут приняты конкретные решения», поскольку «госсовет ради госсовета никому не нужен».
Помимо названных выше претензий у России есть и другие вопросы к белорусской стороне. Один из них вновь поднял на прошлой неделе посол РФ в Минске Александр Суриков, напомнивший белорусским властям об обещании признать независимость Абхазии и Южной Осетии. «Было заявлено, что вопрос признания или непризнания этих двух республик будет рассматривать вновь избранный парламент Белоруссии. В этой связи мы ожидаем, когда он его начнет рассматривать»,— заявил дипломат. Примечательно, что это напоминание прозвучало после того, как Россия перечислила Белоруссии $1 млрд из обещанного Минску двухмиллиардного кредита. По данным «Ъ», решение выделить эти средства принималось в том числе с учетом обещания господина Лукашенко поддержать Россию и признать вслед за ней две кавказские республики. Однако белорусский лидер уже дал понять, что в этом вопросе не намерен прислушиваться к мнению Москвы. «Если мы будем решение принимать по Абхазии и по Южной Осетии — это будет наше решение. Не решение под давлением России. Да я никакого давления в этом отношении и не потерпел бы»,— заявил Александр Лукашенко в том же интервью AFP.
В таких условиях в Кремле, очевидно, сочли нецелесообразным принимать у себя президента союзного государства. Более того, не исключено, что в отношении Минска в ближайшее время могут последовать воспитательные санкции. Еще 7 ноября Россельхознадзор распространил пресс-релиз, в котором указал, что «система контроля качества продукции животного происхождения в Беларуси не может гарантировать безопасность поставляемых в Россию продуктов». Это значит, что в ближайшее время ввоз на территорию России белорусской сельхозпродукции вполне может быть запрещен.
Владимир Ъ-Соловьев