Россия и Белоруссия согласовали "приемлемые" условия поставок и оплаты газа
Рабочий визит президента Белоруссии Александра Лукашенко в Москву для переговоров с российским коллегой Дмитрием Медведевым прошел под традиционным для этого времени года знаком — торга вокруг цены на газ. Разразившийся экономический кризис лишь слегка разнообразил риторику при подведении итогов сотрудничества и оценке перспектив. Главная новость в изложении Кремля выглядит так: стороны «договорились о принципах поставок и оплаты российского газа Белоруссии» в 2009 году. Сами принципы стороны не раскрывают. «Цена справедливая», — говорит кремлевский источник «Времени новостей». Один из членов белорусской делегации заявил Интерфаксу, что «цена эта согласована на вполне приемлемых для Белоруссии условиях». Но тоже отказался вдаваться в детали.
Как показывают расчеты, у обеих сторон есть основания для таких оценок. Как подчеркивает источник газеты, цена на следующий год будет по-прежнему основана на закрепленной в контракте формуле — это значит, что она может составить порядка 160 долл. Правда, подтвердить эту цифру вчера ни в Кремле, ни в «Газпроме» не удалось.
Переговоров на уровне компаний вчера вообще не было, как не было и представителей «Газпрома» и «Белтрансгаза» в Кремле. Зато, по некоторым данным, после переговоров двух президентов к ним присоединились и премьер-министры обоих государств. Это наглядное подтверждение тому, что, как ни пытались в Москве объявить газовые цены в странах СНГ «вне политики», их судьба продолжает решаться в высоких государственных кабинетах.
Начало встречи президентов прошло в обстановке дружеского напряжения. «Обычно в конце года принято подводить итоги, встречаться, как у добрых друзей это делается, — сказал Дмитрий Медведев. — Даже принимая во внимание мировой кризис в финансовой системе, тем не менее мы продолжаем сотрудничать, находить пути выхода из этих проблем. Поэтому я считаю, что Новый год мы можем на российско-белорусском направлении встречать с хорошим настроением». Г-н Лукашенко в ответ не мог не подчеркнуть, что страны одинаково страдают от кризиса: «Правильно подчеркивается в России практически всеми, что ситуация (кризиса. — Ред.) создана не нами, она привнесена со стороны и в Россию, и в Беларусь. Если бы стабильность сохранилась в мире, то нам пять лет было бы достаточно (России, может быть, и меньше) для того, чтобы крепко встать на ноги. Но, наверное, все-таки кризис повлияет на темпы экономического развития как в России, так и в Беларуси. Мы не скрываем этого». Российскому президенту не осталось ничего, как согласиться: «Мы тоже не скрываем, конечно, что уж там, объективная вещь».
«Но публично хочу сразу же отмести всякие инсинуации, которые раздавались в последнее время по поводу того, что Беларусь чуть ли не на коленях ползет в Кремль, чтобы чего-то выпросить, — продолжал белорусский президент. — Сразу хочу сказать, что мы абсолютно сегодня ничего не собираемся просить». Правда, еще утром замглавы Минфина Дмитрий Панкин проинформировал прессу, что из Минска уже попросили. «Есть письмо о том, что они хотят получить кредит в 100 миллиардов рублей за переход в расчетах на рубли в торговле», — сказал чиновник.
Идея перехода на рублевые расчеты (в рамках продвижения рубля как региональной резервной валюты) активно озвучивалась Россией тогда, когда наличие кризиса в Москве даже не признавали. Видимо, сейчас этот вопрос не так дорог российской стороне. Поэтому вместо «просьб» г-н Лукашенко выложил плохо завуалированную угрозу: «И просто хочу напомнить некоторым, что Беларусь — сборочный цех Советского Союза, считай, сегодня России. Комплектующие и ресурсы мы получали и получаем, покупаем всегда из России. Сегодня, если остановится экономика в Беларуси, вы прекрасно знаете, это плюс 10 миллионов частично или полностью безработных в России, потому что остановятся те предприятия, где мы берем комплектующие, и так далее. Поэтому и думаю, это не в интересах ни России, ни тем более Беларуси. Вот в этом ключе мы действительно хотим поддержки Российской Федерации, потому что это в интересах и России, и Беларуси».
По информации «Времени новостей», кредитный вопрос в ходе переговоров обсуждался, но окончательное решение принято не было. В любом случае, предметный разговор о выделении средств предстоит продолжить для определения коммерческих условий кредита. Также нельзя исключать, что эта тема будет связана с переходом на оплату российского газа рублями. По крайней мере, такую возможность «Газпром» допускал сразу после того, как г-н Медведев в послании Федеральному собранию призвал к началу продажи нефти и газа на экспорт за рубли (рубль, правда, с тех пор значительно подешевел по отношению к доллару и евро).
При этом, если придерживаться подписанного два года назад контракта между «Газпромом» и «Белтрансгазом», цена для Белоруссии действительно будет выглядеть одновременно и «приемлемо», и «справедливо».
В пятилетнем контракте на поставку газа четко прописан механизм ценообразования. Согласно нему в 2009 году цена газа на границе Белоруссии рассчитывается по простой формуле «цена в Германии минус 30% экспортной пошлины, минус расходы на транспортировку и 20-процентный дисконт». Цена может быть уточнена один раз в течение года в соответствии с изменением конъюнктуры. На днях зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что концерн ожидает европейские цены в диапазоне 260—300 долл. за тысячу кубометров. Даже если взять по верхней планке, то получится, что контрактная цена для Белоруссии составляет всего лишь 158—160 долл. Или всего на 30 долл. больше той, по которой «Белтрансгаз» приобретает голубое топливо с 1 апреля и по сей день.
Правда, по информации «Времени новостей», специалисты концерна закладывали в проект бюджета на 2009 год гораздо более высокую цену для Белоруссии с 1 января — около 220 долл. за тысячу кубометров. Более того, такой уровень использовался российской стороной на переговорах. Это-то и заставило г-на Лукашенко перед поездкой в Москву публично потребовать, чтобы его страну не равняли с Германией (правда, вчера он удержался от подобных аналогий).
Дело в том, что согласно контракту цена газа определяется по предыдущим 6—9 месяцам, то есть периода, когда она достигла своего абсолютного пика в Европе — 400—500 долл. за тысячу кубометров. Исходя из нее и получались бы желаемые «Газпромом» 220—230 долл. на границе с Белоруссией. Европейские цены начнут значительно снижаться со второго квартала, и поскольку Минск в течение года может инициировать пересмотр цены только один раз, этот эффект белорусская сторона могла бы ощутить не раньше середины года, а в полной мере — только осенью.
Национальный банк Белоруссии (НББ) направил в адрес всех коммерческих банков республики письмо, в котором «настоятельно» рекомендует приостановить выдачу валютных кредитов физлицам. Как сообщил ИНТЕРФАКСУ представитель одного из белорусских банков, нацбанк объяснил такую рекомендацию сложной ситуацией на внутреннем валютном рынке Белоруссии. Кроме того, банкам рекомендовано усилить контроль за целевым использованием потребительских кредитов и, по сути, выделять займы в белорусских рублях только на закупку отечественных товаров. Председатель правления белорусской «дочки» ВТБ Владимир Иванов считает, что рекомендации НББ преследуют социально ориентированные цели: «Предполагают убрать валютные риски с физических лиц, с потребителей. С одной стороны, этим защитят физлиц (от валютных рисков в случае девальвации нацвалюты), с другой — наверное, получат некоторое ограничение спроса на инвалюту. На самом деле риски должен каждый сам взвешивать, физическому лицу легче решать, может ли он на себя взять эти валютные риски или не может». По мнению г-на Иванова, после этого решения банки, безусловно, ужесточат условия кредитования физлиц и будут сдерживать наращивание потребительского кредитного портфеля.
Алексей Гривач, «Время новостей».