Пока белорусские власти не могут определиться, прибавят ли новые западные санкции заряда бодрости белорусской экономики или же наоборот лишат зарплат рабочих, учителей и врачей, мы решили посмотреть, как растет ВВП Беларуси по сравнению с другими странами.
Валовый внутренний продукт Беларуси за первые полгода вырос на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. К слову, за семь месяцев он показал аналогичные результаты.
Как пишет «ЭКАНОМІКА ПА-БЕЛАРУСКУ», «как только исчезла низкая база 2020 года, посыпался и экономический рост». Еще в апреле ВВП увеличивался на 7,2% год к году, а в июле стало лишь 3,3%. Замедление роста происходит третий месяц подряд. В августе может быть еще хуже из-за прогнозируемого обвала урожая зерновых.
Как в соседних странах?
ВВП России, согласно оценке Минэкономразвития РФ, в первом полугодии вырос на 4,6% к аналогичному периоду прошлого года. По данным ведомства, в июне российский ВВП достиг допандемийного уровня четвертого квартала 2019 года с исключением сезонности. Прирост показателя к июню прошло года составил 8,5% после роста на 11,1% в мае и на 10,8% в апреле. При этом во втором квартале ВВП увеличился на 10,1% ко второму кварталу прошлого года.
По расчетам Минэкономики Украины, объем ВВП этой страны в первом полугодии 2021 года увеличился на 1,7% по сравнению с первой половиной прошлого года. При этом, по оценке Госстата, реальный валовой внутренний продукт Украины увеличился во втором квартале на 5,4% относительно второго квартала прошлого года.
А ВВП Польши по своему рост бьет исторические рекорды. Правда, в этой стране его считают по кварталам, что ухудшает возможность сравнивать ситуацию за полугодие. За второй квартал 2021 года польская экономика выросла на 10,9% год к году, что является ее лучшим показателем с 1997 года. Вместе с тем в первом квартале 2021 года ВВП Польши снизился по сравнению с первым кварталом 2020-го на 0,9%.
Каковы прогнозы?
В 2021 году, согласно параметрам прогноза социально-экономического развития, утвержденным указом №480 от 22 декабря 2020 года, рост валового внутреннего продукта в Беларуси запланирован на уровне 1,8%. Между тем Евразийский банк развития оценил в июле ее перспективы лишь на уровне 1,3% за год. В марте и вовсе рост прогнозировался на 0,3%.
К слову, среди стран Евразийского экономического союза ЕАБР прогнозирует Беларуси наименьший рост. Для сравнения, прогноз для России составляет 4,1%, для Армении – 4,2%, для Казахстана – 4,0%, для Кыргызстана – 3,9%, а для Таджикистан и вовсе 6,1%.
Если продолжить говорить о России, то Международный валютный фонд (МВФ) улучшил оценку роста ее экономики в 2021 году до 4,4% с 3,8%, ожидавшихся им в апреле, и 3%, прогнозировавшихся в январе.
ВВП Польши, опять же по прогнозу МВФ, должен вырасти в 2021 году на 4,6% против прежней оценки в 3,5%.
Ни МВФ, ни ЕАБР своих оценок по Украине не делали, но международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в августе прогнозировало рост ВВП Украины в 2021 году на 4,1%.
Это же агентство в мае предрекало рост экономики Беларуси всего на 0,7%, а России в июле – на уровне 3,7%.
Власти не теряют оптимизма
Таким образом, как видим, международные организации не ожидают большого роста белорусской экономики в этом году – цифры колеблятся от 0,3% до 1,3%, что ниже прогноза белорусских властей в 1,8%.
При этом экономики соседних стран могут вырасти в среднем примерно на 4%, что существенно белорусских показателей.
Тем не менее, белорусские власти не теряют оптимизма по поводу роста экономики.
«В целом итоги работы за истекший период свидетельствуют о качественном росте экономики: темп роста ВВП — 103,3%. Некоторое замедление в промышленности было компенсировано за счет восстановления сектора платных услуг», — заявил 18 августа премьер-министр Роман Головченко.
Три месяца назад он же говорил, что благодаря западным санкциям Беларусь «получит новый заряд бодрости, как говорится, чтобы более активно работать на других рынках».
А Министерство экономики даже вопреки собственным целевым прогнозам ожидает рост ВВП на 3,3% по итогам года, рассказал 18 августа министр экономики Александр Червяков.
Но даже этот показатель ниже, чем международные институты и организации прогнозируют соседним странам.