Министерство финансов решило ответить на изменения рейтинга Беларуси некоторыми агентствами, которые объявили дефолт страны. Чиновники заявили о "нестандартном времени" и нестандартных шагах, которые будут предпринимать. А ещё намекнули на дефолт Запада.
«Республика Беларусь принимает активные меры по нормативному урегулированию вопросов о проведении расчетов по еврооблигациям, вынужденно функционируя в беспрецедентных санкционных условиях», — заверили в Минфине Беларуси.
Там подчеркнули, что «отдельными международными рейтинговыми агентствами признано, что сложности с выплатами носят технический характер, связаны с западными санкциями против Беларуси, а белорусские власти прилагают все усилия для осуществления выплат инвесторам».
«Страна способна и готова выполнять взятые на себя финансовые обязательства в полном объеме и в установленные сроки», — заверили чиновники.
В Минфине пожаловались, что рейтинговые агенства пошли по простому пути и любые действия белорусской стороны признают как «несоответствующие определенным условиям».
«Складывается парадоксальная ситуация. Есть эмитент – Министерство финансов, которое готово работать с владельцами напрямую, чтобы исполнить обязательства, несмотря на имеющиеся ограничения по проведению платежей через международные платежные системы. Также есть сами владельцы евробондов, которые проявляют открытость в работе с эмитентом по реализации своих прав. Однако есть и третьи лица, действия которых определенно нацелены на воспроизведение искусственных дефолтных явлений, следуя генеральной линии Запада», — сделали вывод в Минфине.
Белорусские чиновники заявили, что «в нестандартное время невозможно ограничиваться «стандартными практиками и метриками», а суждения отдельных рейтинговых агентств о дефолте должны быть применимы к западной инфраструктуре, наглядно продемонстрировавшей свою индифферентность к инвесторам».
Ранее Телеграф сообщил, что международное рейтинговое агентство Moody’s назвало дефолтом выплату правительством Беларуси еврооблигаций белорусскими рублями.
Позднее агентство Fitch Ratings ухудшило кредитный рейтинг Беларуси с C до RD, что означает ограниченный дефолт. Это связано с попыткой Беларуси выплатить долларовый долг беларускими рублями, сообщается на сайте агентства.
«По окончании 14-дневного грейс-периода для выплаты купона еврооблигаций-2027, который истек 13 июля 2022 года, мы снизили долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте до RD, а соответствующих ценных бумаг — до D, оба – с C», – говорится в сообщении.
Напомним, 29 июня правительство Беларуси решило, что будет «исполнять долговые обязательства по еврооблигациям в белорусских рублях». Там заявили, что эта мера «вынужденная и обусловлена невозможностью платежного агента и иных участников международной расчетно-клиринговой системы гарантировать полноту и своевременность перечисления средств всем держателям еврооблигаций».
Что значит дефолт для Беларуси?
«Ситуация дефолта чревата тем, что рейтинг государства как заемщика снижается, ему уже меньше хотят давать в долг — как минимум, пока не исправится фискальная дисциплина, или не исчезнут причины, по которым страна дошла до дефолта», — заявил экономист Лев Львовский ещё весной.
Впрочем, в последнее время власти Беларуси занимали только в Москве.
«Последние два года кредиты Беларуси выдают не на рыночных условиях, где был бы важен наш статус как заемщика, а на политических — их выдает только Россия или связанные с ней структуры вроде Евразийского фонда стабилизации и развития. Большая часть нашего госдолга — это долг России, и дефолт объявлять придется тоже перед Россией. А чтобы этого не произошло нам нужны деньги от России», — рассказал Лев Львовский. А значит объявление дефолта западными агентствами не так важно для властей, ели решение о получении новых кредитов будут принимать в Кремле.
«Санкции на наш долг были введены еще до войны, и сейчас тем более никто не будет давать властям Беларуси кредиты, поэтому по тем долгам можно объявить дефолт. Но, возможно, правительство будет пытаться «держать лицо» и делать все, чтобы не объявлять дефолт, учитывая, что это слово имеет негативные воспоминания у населения», — сделал вывод экономист.