Обсуждаемый до матча высокий прессинг, которым в итоге воспользовались не хозяева, а гости. Необоснованность схемы с тремя центрдефами. А также скорый ответ на вопрос о притязаниях белорусов на третье место в своей группе. Мирясь с локальной грустью по поводу случившегося разгрома, корреспондент приходит к выводу, что глобально никакой трагедии не случилось.
Испанское давление дало результат
На первых минутах игры возникло ощущение, будто белорусы все же решатся на использование высокого прессинга. Однако хозяйская активность в данном отношении продлилась всего чуть. Для высокого прессинга требуются сыгранность, высокая функциональная готовность и смелость. А эти благодетели не характеризуют сборную Беларуси в ее нынешнем варианте. В итоге хозяева прилипли к сегменту своей штрафной, позволив гостям едва ли не все. Когда мяч все же оказывался в белорусских ногах, они в большинстве начинали трястись и сочиняли длинную передачу. Все оттого, что испанцы как раз таки встречали соперников очень высоко. И именно агрессивный прессинг стал одной из причин тотального гостевого доминирования. Третий гол Педро, кстати, — изумительное торжество результативного давления, оказываемого на соперника.
Зачем сборной схема с тремя защитниками?
Действительно, зачем? Изначальный предстартовый посыл тренера сводился к тому, что в нынешней квалификации сборной ловить нечего. Организм команды юн и некрепок. И, тем не менее, все озадачились «стараться побеждать в каждом матче». Это да, это нужно, это круто, это понятно. Но укреплять организм должно наигрышем связок. Если сборная и дальше собирается действовать по схеме с тремя защитниками (в нашем варианте, получается, пятью в линию), то вопросов вообще ноль. Хотя вряд ли подобное случится. В матче с теми же грузинами по чести нужно атаковать. А с пятеркой дефов делать это не очень удобно. К тому же клубные тактики почти всех сборников предполагают квартеты защитников, и кажутся более годными для использования и в национальной команде. В матче с испанцами Филипенко, Мартынович и Пласконный (представители разных клубов) смотрелись отчаянно несыгранно. К тому же за весь белорусский сезон подобная схема оправдала себя всего однажды. «Динамо» сыграло вничью с БАТЭ после борисовской победы в Лилле.
Не стоит забывать и о том, что Георгий Кондратьев не однажды заявлял о желании показывать «вертикальный футбол». Но ныне получается так, что национальная сборная под руководством Георгия Петровича играет еще более закрыто, чем его же предельно осторожная «молодежка». Да — в идеале пятерня защитников за счет подключения крайков делает атаку насыщеннее. Но в белорусском случае выходит только кромешная оборона.
Противоречивый Шитов
Шитов здесь и сейчас — самая противоречивая фигура белорусской сборной. Быть может, и всего белорусского футбола. До сих пор не существует однозначной оценки перехода белоруса в «Динамо» в лигочемпионский канун. Недавняя аренда в «Мордовию» видится абсолютно безусловным имиджевым понижением, пусть и потребным для обретения игровой практики. Еще непонятно, как общаются Шитов с бывшим одноклубником Ренаном Брессаном после фейсбукового поста защитника про «рыгать». И как это все сказывается на микролклимате в сборной. Плюс на неделе Игорь устроил неубедительные и запоздалые разборки с Андреем Глуздом, приуроченные этому тексту… В общем, минусов в карме у человека полно.
Однако Шитов — однозначно хороший футболист. Ему нравится играть, он не боится этого делать. Что для зашуганной на всех уровнях Беларуси редко и нужно. Интегрирование резидента «Мордовии» в белорусский «старт» казалось малореальным. Но сюрпризы в тренде Георгия Кондратьева. Переживающий лучший сезон в своей короткой карьере Денис Поляков посмотрел футбол со снова-таки лучших на стадионе мест, оставшись не «убитым». Все в угоду Шитову. И нельзя сказать, что зря. Да — Шитов стал участником как минимум трех из четырех испанских голов. Но белорусские защитники были обречены изначально. Игровая злость, активность в атаке, агрессия выгодно выделяли защитника «Мордовии» на пару с Александром Глебом на фоне партнеров. Да, то был весьма посредственный матч для Шитова, но, по крайней мере, Игорь пытался не быть УГ на протяжении всех 90 его минут.
Трагедии не произошло
Белорусский оптимизм сейчас на похоронном уровне. По крайней мере, что-то подобное ощущается после пресс-конференций Георгия Кондратьева. Может, Бернд Штанге и был так себе тренером, но идеологом являлся знатным. Перманентное зомбирование на «optimismus» делало интересным ожидание завтрашнего дня. Потому есть предложение быстрее забыть о произошедшем в матче с испанцами и отсечь эмо-шлейф.
24-я кряду победа пиренейской сборной в квалификациях к мировым и европейским чемпионатам читалась. Да, действительно, белорусы «вышли и обосрались», «десять минут бегали в отборе», после чего «когда получаешь мяч, уже не знаешь, что с ним делать». Такое случается. Несмотря на подтвержденную ущербность психологии, это локальная неудача. Уровни команда настолько разнятся, что глобальной трагедии не случилось. Главное — не «обосраться» в матче с грузинами. Соперниками, сопоставимыми по классу.
Скоро битва года
Вторничная встреча с грузинами определит обоснованность белорусских притязаний на третью строку в групповой таблице. Все очень просто. Если случится поражение, южане наберут уже семь очков, оставив белорусов с нулем. Грустно-то как… Спаренные матчи с финнами 7 и 11 июня следующего года в таком случае станут для команды Кондратьева розыгрышем четвертого места. Все же, есть ощущение, в домашнем поединке грузины не станут миндальничать с представителями Суоми. А французы и испанцы ввиду кадровой малочисленности группы и ярости очного противостояния «своих» очков терять не станут.