Таможенный союз откладывается. Интеграции стран ЕврАзЭС мешают национальный эгоизм и наркотики
Создание Таможенного союза трех государств — России, Белоруссии и Казахстана — переносится с апреля 2009 года на более поздние сроки. Причина в том, что партнерам не удается согласовать единый таможенный тариф по всей экспортируемой продукции. Кроме того, Москва опасается, что создание союза, подразумевающее либерализацию пограничного режима, обернется увеличением поставок наркотиков из Афганистана в Россию через Казахстан. Тем не менее президент Казахстана вчера поручил своему правительству ускорить переговоры по формированию единого таможенного пространства.
Спасать ситуацию будет вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев. Об этом вчера в ходе заседания правительства заявил премьер-министр Карим Масимов. «Глава государства поставил перед нами задачу ускорить переговорный процесс по созданию единого таможенного союза. Группу, которая будет вести переговоры, возглавит первый вице-премьер республики Умирзак Шукеев», — заявил Масимов в Астане.
Оптимистичные заявления о том, что Таможенный союз может быть сформирован к апрелю уже нынешнего года, Нурсултан Назарбаев сделал на двусторонней встрече с российским коллегой Дмитрием Медведевым в конце минувшего года в Боровом. Тогда он отметил, что «завизировано 20 документов, к марту будут завизированы остальные 12, и к апрелю мы сможем выйти на создание самого нормального интеграционного объединения, к чему стремились». Расчет делался на то, что в условиях мирового кризиса согласование документов по созданию Таможенного союза пойдет быстрее.
Но, судя по всему, каждая из стран-участниц, отстаивая собственные интересы, проявляет эгоизм. «России, Казахстану и Белоруссии не удается прийти к согласованию единого таможенного тарифа по всей номенклатуре экспортируемой продукции», — сказал «НГ» эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов. Он считает, что каждая из стран пытается защитить свой собственный рынок и создать привилегии для себя. Казахстан — страна сырьевая, и она заинтересована в определенной тарифной политике в отношении сырьевых товаров, тогда как у Белоруссии, выпускающей машиностроительную продукцию, иные приоритеты. «Разница в приоритетах сталкивает интересы стран — участниц Таможенного союза», — считает эксперт. Кризис, по его словам, заставляет правительства стран-участниц отстаивать национальные экономические интересы, стимулировать экспорт прежде всего своих товаров, защищая внутренний рынок от импорта.
Но при этом Казахстан предпринимает попытки расширить торговлю с другими партнерами. Например, вчера было заявлено, что начинается строительство трансконтинентальной магистрали, которая свяжет Европу с Китаем через территорию Казахстана. Это должно принести казахам 50 тыс. новых рабочих мест. Что же касается Таможенного союза в рамках СНГ, то «вряд ли следует ожидать, что в условиях мирового кризиса он заработает в полную силу». «Документы, может быть, и будут, но ожидать, что это даст кумулятивный эффект, не стоит», — сказал Куртов.
В неспособности договориться по созданию Таможенного союза Астана обвиняет в первую очередь Россию. Как подчеркнул премьер-министр Карим Масимов, по мнению российской стороны, через территорию Казахстана при открытых границах может хлынуть поток наркотиков. На днях глава Федеральной службы РФ по контролю за незаконным оборотом наркотиков Виктор Иванов высказался против снятия контрольных барьеров на границах, поскольку идет перемещение афганских опиатов через территорию Казахстана. «С точки зрения российских интересов, устранение контрольных функций на границе скажется отрицательно. Но это не вся правда. Пограничные службы отлавливают порядка 10% наркотиков от общего потока. А основной их объем должны перекрывать другие службы», — сказал Куртов.
В Казахстане заявление Иванова приняли к сведению, и вчера было принято решение об усилении южных границ для противодействия контрабанде наркотиков из Афганистана. По словам главы МВД республики Бауржана Мухамеджанова, «с апреля в приграничной зоне будут проводиться совместные рейды пограничников КНБ, полиции и таможенных органов». Кроме того, 25 совместных пунктов пропуска будут оснащены рентгеновскими установками для контроля транспорта.
Виктория Панфилова, «Независимая газета».