Познакомившись с реалиями казахстанского хоккея, корреспондент «СБ» сравнивает методы работы в тамошнем «Барысе» и в нашем «Динамо». Клуб из Астаны, как и минское «Динамо», дебютант КХЛ. Правда, в отличие от минчан, «Барыс» и место занимает повыше, и игру пока показывает получше, и может похвастаться наличием по-настоящему звездных легионеров.
Будучи в Астане, мне удалось поговорить с президентом клуба Нурланом Оразбаевым, главным тренером команды Александром Высоцким и лидером Йозефом Штумпелом. Уверен, болельщикам будет интересно узнать, как готовился казахский клуб ко вступлению в КХЛ, и сопоставить методы и принципы работы «Барыса» с подходами в минском «Динамо».
Возможно, эти три интервью дадут ответ, почему «Барыс» уже доказал свою состоятельность в новой лиге, а минчане пока еще нет…
В одной упряжке
Главный тренер «Барыса» Александр Высоцкий должен быть известен нашему болельщику. В свое время он играл в двух белорусских клубах: «Немане» и «Тивали». С гродненской командой Высоцкий завоевал серебряные медали чемпионатов Беларуси и ВЕХЛ в сезоне 1996/97. Затем Александра Анатольевича пригласили в «Тивали». Однако там ему удалось пробыть всего два месяца — начались серьезные проблемы со здоровьем, и клуб был вынужден отказаться от хоккеиста. Завершив игровую карьеру, Высоцкий окончил высшую школу тренеров и приступил к работе на новом поприще. В прошлом сезоне он привел «Барыс» к победе в национальном чемпионате. Сейчас Александр Анатольевич по праву считается одним из самых перспективных и квалифицированных тренеров Казахстана.
— Какие у вас остались воспоминания о Беларуси?
— Только хорошие. Всегда с большим удовольствием еду к вам в гости.
— С кем-то из белорусов поддерживаете контакт?
— Признаться, нет.
— Тогда давайте о делах насущных. Как все начиналось в «Барысе»?
— Игроков искал президент клуба. Когда те давали предварительное согласие, садились с ним и тщательно обдумывали, нужен ли нам этот хоккеист. Вообще, Нурлан Оразбаев потрудился на славу. У Даллмэна, например, был действующий контракт с «Лос-Анджелесом». Непросто было его заманить к нам в Астану. А приглашение Штумпела, который провел 16 сезонов в НХЛ, или Мецея — это настоящий трансферный прорыв.
— Руководство, наверное, после этого кровь из носу требует результата?
— Нет. Задачи поставлены реальные, к тому же все понимают, что за один день команда не создается. Ответственность я чувствую сам.
— Как работается со звездами?
— Легче, чем со своими. Они настоящие профессионалы. Не приходится повторять по нескольку раз.
— Вас устраивает, как играет команда сейчас?
— Каждый тренер всегда хочет, чтобы его команда играла лучше. Но если сравнивать с началом чемпионата, то в атаке мы действуем гораздо интереснее.
— Болельщики команду любят?
— Они нам очень помогают. Болеют мощно и тепло, всегда поддерживают. На наши игры приезжают даже люди из Усть-Каменогорска, Караганды, Алматы, а это, между прочим, 1.200 километров от Астаны…
Плавающие бюджеты
Селекция — одно из важнейших направлений работы клубов в межсезонье. Именно от кадровой политики во многом зависит, какой результат команда покажет в итоге. Как кажется, президент «Барыса» Нурлан Оразбаев может быть собой доволен, ведь ему удалось привезти в Астану таких звезд, как Йозеф Штумпел и Бронислав Мецей.
— Решение о вступлении в КХЛ было принято сразу по окончании прошлого сезона, — начал Нурлан Оразбаев. — Как только было объявлено о создании КХЛ, мы тут же направили свою заявку на участие.
— Ради КХЛ пришлось ли клубу увеличивать бюджет?
— Конечно, он значительно вырос. Но для развития хоккея в Казахстане это был очень важный шаг. Раньше сборная комплектовалась в основном хоккеистами из высшей российской лиги, а с таким уровнем на чемпионате мира делать нечего.
— Сколько граждан Казахстана сейчас в команде?
— Примерно 70 процентов.
— То есть вступление «Барыса» в КХЛ — это в первую очередь работа на сборную?
— Нет. Я вообще противник того, чтобы только «сборники» играли в нашем клубе. Пока игроков на всю команду в Казахстане не хватает. Мы собрали всех, кто может выступать на таком уровне. Но легионеры просто необходимы, особенно сильные, глядя на которых казахи могли бы прогрессировать.
— То есть для «Барыса» во главу угла ставится результат?
— Однозначно. Мы играем прежде всего для болельщиков, а болельщик приходит, чтобы видеть победы.
— Вы довольны проведенной селекцией?
— «Барыс» комплектовался по остаточному принципу. Все российские хоккеисты подписали контракты еще весной. Поэтому было очень сложно. Летом велась серьезнейшая работа. Учитывая ситуацию, считаю трансферную политику весьма и весьма успешной.
— Как удалось привлечь целый ряд хоккеистов из НХЛ?
— Мы постоянно выходили на энхаэловский рынок, вели переговоры с агентами. Это плод огромной проделанной работы.
— Не сталкивались ли вы с проблемой, что игроки просто не хотят ехать в Казахстан?
— Ни разу. В современном хоккее, на мой взгляд, главное — это выполнение финансовых условий, а у нас с этим никогда не было проблем.
— Какая цель у «Барыса» на нынешний сезон?
— Обязательное попадание в плей-офф, а там посмотрим.
— Соответствуют ли данные по бюджетам зарплат, опубликованные КХЛ, действительности?
— И близко не соответствуют. У нас бюджет зарплат 13 миллионов долларов. Мы не можем его скрыть, поскольку нас финансирует государственная компания. Генеральным спонсором клуба является Казахская железная дорога. Но в российских клубах, я точно знаю, у хоккеистов существуют двойные контракты. Мы, например, не могли договориться с игроками из Новокузнецка. Не могли обеспечить их финансовые требования, а у «Металлурга» зарплаты ниже наших. Как можно объяснить такой парадокс? Сейчас на нас выходят некоторые клубы и просят отдать им Даллмэна, Глазачева, причем открыто говорят, что они готовы оплатить переходы неофициально. Это только подтверждает, что бюджеты у российских клубов плавающие и мало кто знает их реальные размеры.
— Сколько у вас общий бюджет?
— Чуть больше 25 миллионов.
— Сколько из этих денег выделяется на школу?
— Школа не входит в состав клуба. Она находится на бюджете города.
— Кто самый высокооплачиваемый хоккеист?
— Йозеф Штумпел. Уж простите, но зарплату его оставлю в тайне.
— Как вы считаете, большие зарплаты легионеров оправдывают себя?
— Уже оправдали. Тем более тут тоже нужно разграничивать. Кому попало мы не платим. Вы посмотрите, у нас легионеры, которые были на ведущих ролях в НХЛ. Они могут научить очень многому местных игроков, на них идет посмотреть болельщик. В этом сезоне мы дома обыграли «Салават Юлаев». Когда видишь, как нашим успехам люди радуются по всей стране, эти деньги не кажутся такими большими. Это имидж, престиж, в каком-то роде политика целого государства.
— Перед стартом многие клубы искали именитых наставников за рубежом. Вы делали подобное?
— По этому поводу у нас развернулась большая дискуссия. Но лично я настаивал на Высоцком и отстоял свое мнение. В тренере главное характер. Тренер нужен в критические моменты. И в этом плане я уверен в Высоцком. К тому же раз мы хотим развивать наш хоккей, то и тренеров тоже нужно растить. Да и нынешними результатами Высоцкий доказывает свою состоятельность.
— А что скажете по поводу «североамериканского тренерского вектора»?
— Я яростный противник такого подхода. Наш и заокеанский хоккей — два абсолютно разных вида спорта. Североамериканца можно приглашать тогда, когда в команде не меньше 70 процентов его соотечественников. Мы играем в другой хоккей, и наши хоккеисты воспитаны по-другому…
Плечом к плечу
Йозеф Штумпел вышел из раздевалки после матча с «Динамо» с улыбкой на лице и стаканом сока в руке. Словак согласился на небольшое интервью сразу — профессионал, он и в Астане профессионал…
— Йозеф, как вы оказались в «Барысе»?
— В середине июля у меня были предложения от нескольких клубов НХЛ, но я решил подождать более выгодного контракта. В итоге посмотрел, что некоторые мои друзья, Бронислав Мецей, например, решили переехать в КХЛ, в «Барыс». Я тоже согласился принять предложение клуба из Астаны, тем более что оно было достойным. Кстати, наличие знакомых в команде очень важно. Возможно, не будь их, я бы отказал «Барысу». Плечо о плечо с приятелями гораздо проще адаптироваться.
— И как вам уровень?
— Я был удивлен, когда провел первые матчи. Он очень высок.
— Нравится Астана?
— Да, симпатичный город.
— Что можете сказать о тренере?
— Хороший специалист, делает, на мой взгляд, все правильно. В любом случае тренер — мой босс и я уважаю любое его решение…
Кстати
Генеральный менеджер рижского «Динамо» Нормунд Сейейс рассказал о том, как проходило комплектование латвийского клуба. Оказывается, нынешние лидеры «Барыса» Штумпел и Даллмэн могли выступать за рижан:
— Когда начали формировать команду, в первую очередь, естественно, подписали своих, местных, и только потом начали смотреть, на каких позициях у нас недокомплект. Легионеров стали подбирать уже на конкретные места. Сразу решили, что исполнителей будем брать не слишком звездных, но до 30 лет, которые еще хотят что-то показать и доказать. То есть, чтобы те, кто пришелся ко двору, смогли провести у нас и год, и два, и три.
Предложений от агентов получили множество, так что и работу пришлось проделать большую. Если понимали, что тот или иной игрок по всем параметрам нам подходит, начинали тщательно собирать о нем информацию от людей, которые его хорошо знали. Выясняли, что за человек, как ведет себя в раздевалке, чем живет вне хоккея, не пьет ли, не курит ли и так далее. Такое досье собрали на всех, кем интересовались, и только потом начинали говорить с ними о деньгах.
Мы много кого могли взять. Всех канадцев, которые в итоге в Минске оказались, сперва мне предлагали. И Штумпела могли подписать, и Даллмэна — они в итоге оба в «Барыс» уехали. Даллмэна, кстати, мы действительно хотели заполучить, но в итоге не сошлись по деньгам.
В нынешнем рижском «Динамо» несколько людей, которые согласились играть у нас за меньшие деньги просто потому, что либо сами бывали в Риге, либо слышали от товарищей, приезжавших сюда на чемпионат мира, какой у нас уютный город. К этой категории относятся и нападающий Марк Хартиган, и защитник Дюви Уэсткотт. Думаю, что фактор города не особо влиял на неженатых ребят, а вот для тех, у кого семьи, это очень важно. Сюда жены, как правило, согласны ехать без особых уговоров.
Астана — Минск.
Текст: Александр Ванкович, Беларусь сегодня