Может ли президент США Дональд Трамп сбить цены на нефть и тем самым остановить войну в Украине? Насколько выполнимо на практике заявление нового главы Белого дома и как оно уже отразилось на мировых рынках нефти, оценили международные эксперты и аналитики.
Цены на нефть пошли вниз после призыва Трампа к ОПЕК
Так, агентство Reuters сообщило, что в четверг, 23 января, после выступления Трампа на Всемирном экономическом форуме в шейцарском Давосе, где он призвал Саудовскую Аравию и страны ОПЕК снизить стоимость нефти, чтобы повлиять на ход российско-украинского конфликта, нефть тут же упала в цене на 1%.
По мнению экономических обозревателей, давление на цены оказала главным образом неопределенность относительно того, как предлагаемые Трампом тарифы и энергетическая политика повлияют на глобальный экономический рост и спрос на энергоносители.
«Призыв Трампа к снижению цен на нефть, естественно, будет приветствоваться потребителями и предприятиями, но будет воспринят настороженно американской нефтяной промышленностью и другими мировыми поставщиками», — сделал свой прогноз Клей Сигл, старший научный сотрудник по вопросам энергетической безопасности в Центре стратегических и международных исследований.
Он добавил, что энергетическая отрасль призывает к увеличению инвестиций в глобальные нефтегазовые проекты, однако падение цен на нефть может поставить под вопрос экономическую эффективность новых проектов.
Спрос на нефть будет падать?
Приянка Сачдева, старший аналитик рынка брокерской компании Phillip Nova, высказала мнение о том, что рост мирового спроса на нефть может замедлиться, если власти США действительно воплотят свои заявления и введут более высокие экономические пошлины в случае, если Россия откажется заключать соглашение о прекращении войны в Украине.
В числе угроз, озвученных в Давосе Трампом, были и удар повышенными тарифами по Евросоюзу, и введение 25%-ных тарифов для Канады и Мексики, и 10%-ная пошлина для Китая. Впрочем, по словам экспертов, ясности в таких броских заявлениях Трампа экономические партнёры США по-прежнему не видят.
«В ближайшей перспективе на нефтяном рынке ожидается более значительная вероятность резких нисходящих колебаний из-за отсутствия ясности в политике администрации Трампа относительно торговых тарифов и предстоящего увеличения поставок нефти из США», — сделал свой прогноз старший аналитик рынка OANDA Кельвин Вонг.
«На это уйдут годы»
Впрочем, по мнению некоторых аналитиков, реальные шансы Трампа повлиять на цену на нефть»весьма ограничены» и даже «сомнительны». Такое мнение, в частности, озвучил экономический обозреватель BBC Алексей Калмыков. Он обратил внимание на то, что цена на нефть на митовом рынке определяется балансом спроса и предложения, а в силах американского президента — повлиять лишь на предложение. Это, по мнению специалиста, возможно сделать тремя путями:
- распечатать стратегический резерв США,
- создать условия для прироста добычи в США ,
- снять санкции с крупных производителей – Ирана и Венесуэлы.
Последний шаг представляется маловероятным в свете проводимой внешней политики США, первый — нежелательным с точки зрения долгосрочных перспектив, второй — затруднительным с точки зрения практической реализации.
«На это уйдут годы. И Трампу очень затруднительно будет сделать то, о чем он сегодня рассказал как о главном инструменте прекращения войны России против Украины – «попросить Саудовскую Аравию и ОПЕК снизить цену нефти», — предположил Калмыков.
Если же Трамп действительно «обложит весь мир импортными тарифами на поставки товаров в США», по мнению обозревателя, это может привести к разгону инфляции и торможению мировой экономики.
«В этом случае рухнет спрос на энергоносители, а следом и цены, как это было в ковидный кризис, после которого Трамп проиграл президентские выборы Джо Байдену. Вряд ли он захочет войти в эту реку дважды», — предположил эксперт.
Ранее Telegraf.news рассказал, что осенью прошлого года президент Европейского центрального банка Кристина Лагард, выступая в Вашингтоне в штаб-квартире Международного валютного фонда, предупредила о приближении сильнейшего за последние 100 лет кризиса мировой экономики. Она назвала три «самых страшных» события, повлиявших на углубление глобального экономического кризиса, и рассказала, к чему готовиться странам, помимо нестабильной инфляции.