Миротворческий контингент Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 13 января – через неделю после начала ввода — начал покидать Казахстан и передал охрану стратегических объектов военным Казахстана. Вывод войск должен пройти в течение 10 дней, сообщает телеканал «Хабар 24».
На данный момент в Казахстане находится около 2000 военных из России, Беларуси, Кыргызстана, Армении и Таджикистана.
В сообщении канала отмечается, что силы ОДКБ не принимали участия в боевых действиях, а охраняли стратегические объекты в Алма-Ате и прилегающих к городу районах. Вместе с этим Комитет национальной безопасности сообщил, что Красный уровень террористической угрозы отменён в 14 регионах Казахстана, включая Нур-Султан.
Некоторых российских работников СМИ и обозреветелей это не радует.
«Что это вообще было?»
Журналистка «Комсомольской правды» Дарья Асламова в своём Facebook выразила недоумение.
«Я чего-то не понимаю, ребята. Вот мы так красиво прилетели спасать братьев по разуму в Казахстан. Самолёты взлетали, спецназовцы торжественно входили на борт. И через несколько дней нас просят на выход. Мол, всё хорошо, мы тут сами разобрались», — написала она.
В этой связи непонятно, уточнила Асламова, зачем следовало вообще звать силы ОДКБ, в особенности силы спецназа.
«А чего звали? И что нам за это будет? Вечная благодарность? Или всё-таки хорошая военная база, доступ к месторождениям, где окопались американцы и британцы, возвращение русского языка и нормального образования в школы, где детей учат, что русские — оккупанты», — возмутилась она.
«Русский спецназ — это девушка по вызову, что ли? Что вообще это было?» — возмущённо написала российская журналистка.
«А русским там жить»
Социолог Петр Милосердов в интервью «Ленте.ру» главным последствием «миротворческой» операции назвал то, что теперь русских Казахстана будут считать «людьми с двойной лояльностью».
По его мнению, в общественном сознании ОДКБ неразрывно увязывается с Россией, и в Казахстане начнут относиться к русским как людям, которые, несмотря на казахстанский паспорт, «постоянно смотрят через границу на север». «Миротворцы придут и уйдут, а русским там жить. Вот это отношение к ним как к скрытым коллаборантам может стать очень опасным последствием», — сказал эксперт.
Он также выразил сожаление, что Россия «вряд ли может» «защитить» русскую общину в соседней стране.
«Худшее решение»
Один из главарей оккупации украинского Донбасса Игорь Стрелков хотя и считает ввод российских войск в Казахстан «лучшим выходом из худших», но, по его словам, «их стремительный вывод будет худшим решением из всех возможных вариантов развития событий».
«В либеральном лагере радуются, но в то же время сомневаются, что все пройдет настолько гладко», — отметил он.
«Возможно, к быстрому выходу российские войска подталкивает отношение жителей Казахстана. В соцсетях жителей республики много негативных отзывов о присутствии россиян, им не слишком рады. Благодарности за помощь в наведение порядка, конечно, тоже слышны, но в целом ясно, что российские ВДВ и бронетехника в Алмате людей нервируют. И чем дольше они будут там находиться, тем больше риски, что случайно произойдут какие-то трагические инциденты, которые могут всколыхнуть ситуацию. Да и отношение к русским жителям Казахстана может ухудшаться из-за присутствия российских войск», — пишет главный редактор московского издания Republic Дмитрий Колезев.
Причем здесь США?
Обозреватель телеканала «Царьград» Егор Холмогоров считает вывод войск ОДКБ преждевременным, поскольку президент Касым-Жомарт Токаев протестов «не подавил, контроль над силовиками не установил, партизански-террористическая война в любом случае неизбежна».
«Если Путин всерьез примет требование вывести войска и реально их выведет, это даже не знаю как будет называться…» — пишет он.
По его мнению, «помимо прочего, со стороны это будет выглядеть так, что американцы прикрикнули на Токаева, Токаев прикрикнул на Путина, а Путин принял позу подчинения. В период женевских переговоров такая картинка попросту невозможна».
А вот журналист-международник Аркадий Дубнов наоборот полагает, что задачей Токаева при выводе войск ОДКБ было «посрамить госсекретаря США Энтони Блинкена, опрометчиво заявившего на днях, что «когда в твоем доме оказались русские, их бывает сложно заставить уйти».
«Так вот, несложно, ввёл-вывел… казахи умеют», — отметил он.