
В Беларуси вовсю льются реки березового сока — сейчас самый сезон. В отдельных регионах он стартовал только с начала недели, 24 марта. В связи с этим как никогда актуален вопрос незаконного сбора уникального природного эликсира и пополнения его запасов. В одном из лесхозов страны рассказали Telegraf.news, как отличить подпольный пакет, воруют ли чужую тару и кто доносит друг на друга. Не обошли и тему штрафов вместе с альтернативными бесплатными возможностями гнать сок из берез самостоятельно.
Сурово ли наказание?
Работники Гродненского лесхоза отметили, что березовый сок будет доступен еще как минимум две недели. Это в том числе значит, что нельзя терять бдительность: лесные контрабандисты не спят.
“В прошлом сезоне только на территории Гродненского лесхоза было выявлено 4 случая незаконной заготовки березового сока. По поводу них вынесены предупреждения и назначена административная ответственность. В этом году уже зафиксирован один инцидент», — отметила Татьяна Серёгина, заместитель руководителя по идеологической работе.
По словам специалиста, единого фиксированного штрафа нет. Он индивидуален и зависит от нескольких факторов:
- количества предупреждений;
- собранных литров сока;
- времени нахождения тары в лесу.

«В основном размер штрафа зависит от литража. Но сначала, если человек не попадался ранее, его просто предупредят. Однако протокол за вред, причиненный окружающей среде, все же составят — придется заплатить 84 рубля. При повторном эпизоде нужно приготовиться к дополнительному взысканию непосредственно за незаконный сбор березового сока», — обозначила нюансы Татьяна Серёгина.
При этом она уточнила: если нарушитель не согласен, материалы дела передаются в суд, который и определит размер штрафа. Специалист также отметила, что в прошлом сезоне один такой человек заплатил 600 рублей.
Как понять, что сбор нелегален?
Определить пиратское производство по таре практически невозможно, констатировала представитель Гродненского лесхоза.
«Все, как правило, делают это в пакетах. Они хорошо привязываются к дереву и плотно прилегают к нему. При дожде, любой влаге и сильном ветре, когда летят иголки, листья, сучки, ничего не попадает внутрь. В отличие от пластиковой бутылки или банки, это самая удобная емкость», — добавила интересную особенность Татьяна Серёгина.
По ее словам, обычно подпольщиков определяют по локации. Чаще всего они промышляют ближе к городу, в садовых товариществах и деревнях. В то время как лесничества подвешивают пакеты подальше в глубинках — экологически чистых местах. Простому человеку доехать туда сложно, поэтому незаконной заготовки там точно быть не может, обратила внимание специалист.

Крадут ли чужие пакеты?
В Гродненском лесхозе признали, что от нарушителей никуда не деться. А чтобы их отследить, вблизи березовых рощ устанавливают фотоловушки.
Назвали и еще одну причину, почему для самого нелегала опасно заготавливать сок в привычных для него местах.
«Докладывают различные доброжелатели и недоброжелатели. В садовых товариществах проживают неравнодушные к окружающей среде граждане. Они говорят нам, что обнаружили в таком-то квартале, возле такого-то садового товарищества пакеты с соком, потому что обычно мы не заготавливаем так близко», — подметила Татьяна Серёгина.
После чего на участки, откуда поступила информация, выезжает отдел охраны и защиты леса и выясняет обстоятельства. А это уже грозит определенными статьями.
«Поэтому мы делаем сок доступным для всех граждан. В этом сезоне его стоимость поднялась незначительно и осталась на уровне прошлого года. Может, на копейку выросла», — констатировала представитель лесхоза.
Подсочить или нет — вот в чем вопрос
Дополнительно по вопросам бережного обращения с березами и их восстановления после сезонного сбора сока журналистка Telegraf.news пообщалась с лесничим Гродненского лесничества Гродненского лесхоза Виктором Моджеевским.
— Как узнать, какое дерево даст больше сока?
— Тут нет никаких определителей: понять это визуально нельзя. Береза может быть какая угодно: тонкая, толстая, большая и маленькая. Мы можем подсочить много здоровых деревьев, но они все по-разному дают сок. Главное, как береза себя чувствует. Если хорошо и произрастает в нужных условиях, то получится много сока. Если начинает заболевать, и мы этого не видим (процессы проходят изнутри, как у человека), то результат может быть очень слабым.
— Как же тогда определяете, какую брать березу?
— В отбор идут деревья, которые соответствуют по возрасту. У них, как говорят лесники, пришло время рубки. Обычно за 5 лет до спелости насаждение уже можно подсачивать — такие правила.

В то же время лесничий отметил, что самый большой урон окружающей среде наносят как раз там, где нельзя подсачивать деревья.
“В некоторых местах закон ограничивает эти действия. А люди не знают и подсачивают все подряд. То есть видят березу и режут. Но если ее искалечить в раннем возрасте, дерево будет болеть и может не дожить до возраста спелости. От неправильной подсочки оно будет постепенно отмирать», — акцентировал Виктор Константинович.
И подчеркнул, что в отличие от дилетантов, в лесничестве знают каждое деревце буквально «в лицо».
«Оно у нас описано: что значит, имеет свою характеристику и паспорт. От этого мы и отталкиваемся в принятии решения: пригодна береза для подсочки по всем нормам или нет. Визуально определить это зачастую нельзя, особенно непрофессионалу», — обратил внимание собеседник.
Он четко обозначил, что главная цель лесничеств — при любых обстоятельствах сохранить дерево и получить из этого пользу в будущем. Чаще всего в виде материала для народного хозяйства.

— Даже если все делать правильно, как скоро восстановится береза?
— Заделывать раны нужно в соответствии с правилами. Если отверстие круглое, то его забивают деревянным колышком. Если имеется рез бензопилы, замешивают глиняные составы и замазывают им увечья. Так в березу не попадают инфекции, которые провоцируют язвы. И до следующего сезона она не ощущает негативных воздействий.
Такая постобработка, по словам лесничего, крайне важна, поскольку уберегает дерево от дальнейшей гибели. А вот какой способ подсачивания лучше выбрать — засверливать или запиливать — дело самого заготовителя березового сока.

Тем не менее, измываться над деревом сколько угодно нельзя. Относительно количества, величины и глубины разрезов есть нормативы и лимиты, которых нужно придерживаться.
«Все зависит от диаметра дерева. Если он до 24 см — разрешен всего один надрез. При 24-30 см — не более двух. Вся информация указана на сайтах белорусских лесничеств. Мы также подробно рассказываем об этом при личном обращении. О том, что ждет каждого желающего гнать березовый сок самостоятельно, предупреждает честно и открыто», — пояснил Виктор Моджеевский.
“Мы не хотим, чтобы у людей были неприятности, поэтому сразу им все объясняем. Есть разрешительные документы на подсочку и разнообразные места для этого. Нередко допускаем к тем деревьям, которые назначены на рубку — их тоже можно подсачивать», — предупредил представитель лесхоза.

Как получить березовый сок бесплатно?
Как ранее писал Telegraf.news, желающие заниматься сокозаготовкой для себя в маленьком объеме могут получить лесной билет. Для этого нужно заблаговременно подать заявление в лесничество. Самое важное, что данная возможность совершенно бесплатна.