«Власти столкнутся с дилеммой» — Экономисты рассказали, начнутся ли в Беларуси после 4 июня дефицит товаров и падение рубля. Почему именно тогда?

01.06.2022 15:30
Экономика Мнение Редакция
Почему впереди — «неизвестность»? Аналитики отметили, что так

Экономисты аналитического центра BEROC (Киев) спрогнозировали, что ждет экономику Беларуси в ближайшее время и как на нее повлияют западные санкции. А что говорят власти?

Почему впереди — «неизвестность»?

Аналитики отметили, что так называемое экспортное чудо, которое случилось в прошлом году смягчило удар от санкций. Однако «впереди — неизвестность».

С одной стороны, ситуация по внешнеторговому сальдо неплоха. С другой — в марте соотношение физических объемов экспорта и импорта стало резко ухудшаться (за счет проседания первого), они упали почти на 40%.

«Главный вопрос сейчас — насколько эта ситуация устойчива и чего ожидать в будущем. Предопределять развитие ситуации будет множество факторов, часть из которых не зависит от Минска», — подчеркнули эксперты.

Ситуация с экспортом ухудшится?

Старший экономический сотрудник BEROC (Киев) Дмитрий Крук отметил, что первый фактор, который будет влиять на общую картину по внешней торговле, — это насколько глубоко просядет экспорт. По его словам, так как западные санкции пока только лишь начали действовать, то «скатываться еще есть куда».

С 4 июня в полную силу вступают санкции ЕС в отношении товаров из РБ, используемых для изготовления табачных изделий, минерального топлива, битума, газообразных углеводородных продуктов, хлористого калия, изделий из дерева, цемента, железа, стали, резиновых изделий.

Перед властями встанет вопрос, как перенаправить потоки экспорта на другие рынки.

Также Крук отметил, что белорусский бизнес смог адаптироваться барьерам, таким как ограничения по торговле, банковским услугам и логистике. Однако очередное обострение в каждом из трех направлений может снова усложнить их положение.

«Это значит, что ситуация может двигаться как в сторону дальнейшего похолодания, так и перейти в состояние оттепели. Эта гигантская неизвестность — одна из самых важных на текущий момент составляющих, не позволяющих сейчас ответить на вопрос, что будет с экспортом», — подчеркнул эксперт.

Кроме того, есть вопросы с экспортом в Россию. С одной стороны, оттуда ушли многие зарубежные компании — их места могут занять белорусские. Но в то же время будет падать и спрос на продукцию, из-за сжатия российской экономики в целом. Здесь будет важным, какая из этих двух тенденций перевесит.

«Власти столкнутся с дилеммой»

Аналитик заявил, что «если надежда властей на сохранение временной устойчивости не оправдается, то они столкнутся с дилеммой». По его словам, есть два сценария: — «принять новую реальность, признать ухудшение внешней позиции и попытаться его сгладить» или «продолжать бороться с импортом, то есть стабилизировать внешнюю позицию, регулируя его, исходя из проседания экспорта».

В первом случае главным доступным инструментом станет обменный курс:

«Речь идет о его обесценении, причем с большой вероятностью с опережающим темпом относительно российского рубля. […] Это будет способствовать новым виткам финансового стресса и практически наверняка приведет к полноценному финансовому кризису».

Если власти пойдут по второму сценарию, это может привести «к резко возрастающей директивности и ускорению спада выпуска», «отмежеванию от развитого мира» и даже «к технологическому регрессу».

«Плюс это ограничение потребительского разнообразия, снижение качества доступных на рынке товаров при непропорционально высоких ценах», — считает Крук.

Что говорят власти?

30 мая Александр Лукашенко рассказал, что санкции затронули все этапы производственного процесса — закупку сырья и материалов, транспортировку, расчеты, финансы, кредитную поддержку и продажу на экспорт. При этом заявил, что это не повод для паники.

По его словам, инструмент решения этих вопросов — срочная переориентация экспортных потоков, жесткая экономия бюджетных расходов, особенно на непервоочередные стройки и закупки, а также агрессивное импортозамещение в рамках тех программ и планов, которые уже утверждены.

Ранее первый вице-премьер правительства Беларуси Николай Снопков заявил, что эффект западных санкций против экономики Беларуси нарастает.

«В целом санкционные ограничения и утрата украинского рынка оцениваются в $14 млрд потерь экспортной выручки до конца года, или около 30% снижения экспорта», — подсчитал чиновник.

А вот премьер-министр Роман Головченко похвалился, что экономика Беларуси чувствует себя «хорошо», несмотря на санкции.

А позже попросил белорусов «не шарахаться» и хранить сбережения… в белорусских рублях.

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции! Если вы эксперт в своей области, пишите нам, предлагайте свое собственное мнение.
Как вам новость?
Головоломки