Экономист Ярослав Романчук объяснил почему белорусский экспорт вырос на 5,5 млрд долларов, выразил мнение об альтернативе литовским портам для транзита калийных удобрений и заявил, что экономику ждет «ломка», которая приведет к банкротству многих предприятий.
«Начнется ломка»
Эксперт рассказал, что в первом полугодии 2021 года белорусский экспорт вырос на 5,5 млрд долларов, что позволило увеличить ВВП, поддержать бюджет и сдержать курс доллара. Но Романчук считает это «последней дозой», после которой начнется «ломка».
«Эти 5,5 млрд — не свидетельство того, что заработали какие-то инвестиционные программы, или того, что в Беларуси появились некие источники поступления доходов, или обнаружились нефть, золото и т.д. Это последняя доза из того возможного притока валюты, которая может прийти в страну в существующей системе координат. Дальше в белорусской экономике начнется ломка», — отметил экономист в эфире ОГП-ТВ.
Он объяснил, что «это просто банальная конъюнктура внешнего рынка».
«Санкции еще не коснулись калийных удобрений, нефтепродуктов, деревообрабатывающей промышленности, металлов. Все это в совокупности дало именно такой рост. Почти на 40%. Это абсолютно феноменальный результат, — сказал специалист. — Но это последний глоток, последний рывок белорусской модели, потому что во второй половине года и тем более в 2022 году ситуация будет совершенно другой».
«Удобрения — это не креветки»
Он заявил, что у белорусской экономики больше не осталось резервов: «калийные удобрения под большим вопросом», ведь, по словам Романчука, «санкции в этой отрасли могут иметь тяжелые последствия».
«Это не креветки, не киви, их в сумку к челноку не спрячешь. Удобрения требуют серьезной проработки», — отметил он.
Также Романчук прокомментировал заявление премьер-министра о том, что к концу 2021 года в Беларуси будет альтернатива литовским портам:
«Я думаю, что сделать это будет очень сложно, потому что требуется сложная инфраструктура и за 25 лет логистические цепочки были налажены. А сегодня белорусский калий становится токсичным, потому что белорусские власти не оценивают последствия своего режима. Еще один провал, о котором мало говорят, — гуцериевский «Славкалий» под Любанью. С этой компанией также никто не будет связываться, потому что собственником является Гуцериев».
По поводу белорусских нефтепродуктов экономист заявил, что «внутренний рынок столько, сколько производят наши НПЗ, не поглотит, в России своего добра хватает. А Украина говорит, что будет отказываться от них».
«К концу этого года, я думаю, цены на сырьевые ресурсы будут стабилизироваться либо снижаться, как это происходит с продовольствием сегодня», — сказал эксперт.
«Деньги не работают»
Романчук рассказал, что за последних четыре года количество наличных денег в обращении увеличилось на 66,3%, денежная база увеличилась почти на 57%.
«Получается, что деньги не работают, находятся в неплатежах, их нет, а аграрно-промышленное лобби требует еще и еще. Международные финансовые рынки закрыты, Россия соглашается дать только при условии передачи активов или целого ряда экономических полномочий. Поэтому после этой последней дозы в виде 5,5 млрд долларов начнется ломка, а белорусская модель не готова к этой ломке», — считает эксперт.
Он добавил, что «ломка будет очень тяжелой и приведет не только к банкротству сотен, если не тысяч предприятий, государственных, в первую очередь».
«Также она приведет к политическим переменам, к переменам системы и качества государственного правления, — заявил Романчук.
Головченко о «качественном росте экономики»
Напомним, премьер-министр Беларуси Роман Головченко 18 августа подвел итоги социально-экономического развития Беларуси в первом полугодии во время заседания Совета Министров. Он сообщил о повышении зарплат бюджетников, высоких темпах экспорта и ВВП.
Головченко заявил, что реальные располагаемые доходы населения за январь-май увеличились на 3,5%, а в течение полугодия «устойчиво росла заработная плата: в июне вышли на уровень более Br1400, рост в реальном выражении на 5,6%».
Также он подчеркнул, что «в целом итоги работы за истекший период свидетельствуют о качественном росте экономики: темп роста ВВП — 103,3%. Некоторое замедление в промышленности было компенсировано за счет восстановления сектора платных услуг».