Профессор вакцинологии в Оксфордском университете Сара Гилберт, получившая признание за свою роль в разработке вакцины от коронавируса AstraZeneca, заявила на лекции, что следующая пандемия может быть более смертоносной, чем нынешняя.
«Это будет не последний раз, когда вирус угрожает нашей жизни. По правде говоря, следующий может быть хуже. Он может быть более заразным или более смертоносным, или и тем и другим», – считает Гилберт, сообщает телеканал NBC News.
По ее словам, нельзя «допустить ситуации, когда мы прошли через все, что прошли, а затем обнаружить, что огромные экономические потери, которые мы понесли, означают, что все еще нет финансирования для обеспечения готовности к пандемии».
«Так же, как мы инвестируем в вооруженные силы, разведку и дипломатию для защиты от войн, мы должны инвестировать в людей, исследования, производство и учреждения для защиты от пандемий», – отметила Гилберт.
Гилберт подчеркнула, что новый вариант коронавируса «Омикрон» содержит мутации, которые увеличивают передаваемость вируса, а антитела, вызванные вакцинацией или предыдущими инфекциями, могут быть менее эффективными для предотвращения заражения.
Как сообщал Телеграф, новый штамм коронавируса, названный «Омикроном», мутировал в беспрецедентных масштабах и стал стремительно распространяться в мире.
Польская профессорша Агнешка Шустер-Цесельска с кафедры вирусологии и иммунологии Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине рассказала, что эксперты ожидали появления такого варианта. Она напомнила, что коронавирус мутирует очень часто. При этом, некоторые мутации для него неблагоприятны и могут его уничтожить.
Но есть и такие, которые дают преимущества перед другими вариантами. Например, «Омикрон».
«Теперь мы знаем, что он распространяется очень быстро. До пяти раз быстрее, чем предыдущие варианты. Доказательством этого является то, что в Южной Африке он практически вытеснил штамм «Дельта» и уже распространился по многим странам мира. В Европе большинство из них уже отметили наличие инфицированных «Омикроном» людей (больше всего в Нидерландах), мутация также присутствует в США, Израиле и Австралии», — сказала экспертка.
Профессорша отметила, что в варианте «Омикрона» было локализовано до 50 мутаций —такого большого количества изменений еще не было. Вот почему его назвали супервариантом. 32 мутации расположены в генах, ответственных за выработку белка шипа – того самого, который является мишенью для вакцин. Этот белок прикрепляется к нашим клеткам, позволяя вирусу проникать внутрь. В случае «Омикрона этот белок изменяется только в 32 местах. Область, которая непосредственно связывается с рецептором нашей клетки, изменена в 10 местах.
«Это ставит вопрос о том, насколько эффективен прежний иммунитет – постинфекционный. Пока мы этого не знаем. Но мы знаем, что, безусловно, будут проводиться подобные исследования. Исследователи проверят, способна ли сыворотка выздоровевших или вакцинированных людей нейтрализовать новый вариант», — отметила вирусолог.
И добавила, что считает, что вакцины по-прежнему будут эффективны. Вопрос лишь в том, какого количества антител хватит, чтобы хотя бы частично нейтрализовать новый вариант.