
В последний день подачи протестов касательно выборов президента депутат Европарламента от Гражданской коалиции (КО) Михал Вавжикевич направил жалобу в Верховный суд (ВС). Его примеру последовал и предвыборный штаб Рафала Тшасковского. Всего же количество жалоб превысило 3 тыс.
«Количество нарушений настолько велико, что это вызывает обоснованные подозрения в нечестном проведении выборов», — заявил Вавжикевич.
По словам Вавжикевича, протест подан без указания конкретной палаты суда, однако с требованием отстранить всех судей Палаты чрезвычайного контроля и общественных дел, которых правящая коалиция и суд ЕС не признают легитимными.
«Статистически аномалий так много, что можно предположить: голосование прошло с нарушениями, не отражая реальной воли избирателей. Наше право — требовать проверки законности этих выборов», — подчеркнул он в беседе с журналистами.
Драматический рост недействительных бюллетеней
Ранее о намерении подать протест сообщал и штаб кандидата от КО Рафала Тшасковского. Заместитель министра обороны и представитель правящей коалиции Чезари Томчик указывал на ряд нарушений, в том числе:
- ошибочные записи голосов Тшасковского в пользу Навроцкого в Кракове и Минске-Мазовецком;
- резкий рост числа недействительных бюллетеней во втором туре;
- необъяснимое увеличение количества бюллетеней с проставленным два раза крестиками сразу для двух кандидатов в округах, где Тшасковский побеждал в первом туре.
«В комитетах, где победил Тшасковский — увеличение общего числа недействительных бюллетеней составило в среднем 177,5%. В комитетах, где победил Навроцкий — только 77,9%. Это более чем четырехкратная разница в числе пустых бюллетеней. Статистически неоправданно. Такие скачки требуют срочного контроля», — пишет он.
Политик заявил, что все выявленные нарушения могли значительно повлиять на результаты. «Статистика не лжет: 7 смещенных голосов на комиссию = разница в 442 778 голосов по всей стране. 7 голосов, отнятых у Тшасковского и добавленных к Навроцкому × 31 627 комиссий = 442 778».
Верховный суд назначил пересчёт в 13 комиссиях
В четверг ВС опубликовал заявление о нарушениях в работе участковых избирательных комиссий. Суд подтвердил, что рассматривает поступившие жалобы, в которых отмечаются:
- ошибки в протоколах голосования;
- нарушения при подсчёте голосов.
При этом ВС допустил пересчёт бюллетеней в 13 комиссиях, где были выявлены несоответствия.
Тем временем количество протестов продолжает расти.
«На данный момент зарегистрировано 3 тыс. жалоб, но их будет значительно больше — многие ещё не обработаны», — сообщил член ВС Александр Стемпковский.
Он уточнил, что большинство протестов — дублирующиеся, однако есть и выбивающиеся из однотипных.
Нацизбирком признал нарушения, но оставил решение за судом
16 июня Национальная избирательная комиссия Польши одобрила итоговое заключение о выборах, включив в него поправку члена Нацизбиркома Рышарда Балицкого. В документе указано:
«В ходе голосования, особенно во втором туре, произошли инциденты, которые могли повлиять на результат.», — говорится в тексте.
Шесть членов комиссии поддержали отчёт, один выступил против, двое воздержались.
Ключевые нарушения по версии Нацизбиркома
Согласно отчёту, наиболее серьёзными проблемами стали:
- неавторизованное ПО — некоторые комиссии использовали неподтверждённые программы для проверки избирательных свидетельств, что могло лишить граждан права голоса;
- ошибки в протоколах — систематическое неправильное распределение голосов между кандидатами.
«Масштаб нарушений неизвестен, так как многие жалобы поданы напрямую в ВС или правоохранительные органы», — отметили в польском ЦИК.
«Национальная избирательная комиссия предоставляет Верховному суду оценить их влияние на исход выборов президента Республики Польша», — было написано в документе.
Депутат от КО Роман Гертых, критиковавший выборы с момента их завершения, заявил, что разделение голосов в комиссии означает «отсутствие презумпции действительности результатов».
Верховный суд должен принять окончательное решение до 2 июля.
Ранее премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что «правительство не должно вмешиваться в избирательные процедуры».
«Это было бы плохо с точки зрения основ демократии. Если и Верховный суд, и Национальная избирательная комиссия решат, что там, где есть явные сигналы о нарушениях, голоса нужно подсчитывать, а пока это касается 12 или 13 комиссий, то у меня нет никаких сомнений, и я не имею в виду аргументы депутата Гертыха, я понимаю эмоции с обеих сторон, но оставим это в стороне», — сказал он на пресс-конференции.