Telegraf.news

ЧМ по гандболу. В ожидании манны небесной

Подпишитесь на Телеграф:
Редакция

На чемпионате мира по гандболу сборная Беларуси пока так и не показала, что умеет играть без Сергея Рутенко

В понедельник белорусская сборная сыграет первый матч плей-офф на топ-турнире за 18 лет. Павел Жегоцкий анализирует выступление дружины Юрия Шевцова на чемпионате мира и констатирует, что наша команда пока не готова решать глобальных задач. Приходит к парадоксальному выводу, что без Сергея Рутенко белорусы могли бы играть разнообразнее и интереснее. А также очень сомневается, что отечественные клубы сумеют состричь бонусы с того внимания, которое сейчас обращено к гандболу.

Как и 18 лет назад, сборная Беларуси покорила планку плей-офф на чемпионате мира. Как и тогда, наша команда получила в соперники по 1/8 финала одну из ведущих мировых сборных— в тот раз это была Германия, сейчас— Хорватия. В 1995-м наши парни уступили на первой стадии нокаут-раунда и дальше боролись за итоговые места, став десятыми. Что будет сегодня?

По большому счету, это не так и важно. Разговоры о медалях накануне отъезда в Испанию никем всерьез не воспринимались— так, приятная бравада, попытка заслужить доверие негандбольной аудитории, чтобы у той не возникло вопросов из разряда «зачем ехать куда-то, не претендуя на высокое». Человеку, следящему за ручным мячом постоянно, ясно: о медалях говорить слишком рано, нашей команде нужно, прежде всего, показать себя, пообтереться на топ-турнирах.

Белорусы в гандбольном мире не забыты. Поляки не стесняются называть нашу сборную самой недооцененной в Европе, правда, не выражая особых сомнений по поводу распределения сил в соседской паре плей-офф. Спутать расклады парни Юрия Шевцова могли лишь раз, а в итоге завершили групповой раунд ровно так, как большинство людей и предсказывало— победив только неевропейские дружины и заняв четвертое место в секстете.

Поэтому мы вместе с Владимиром Коноплевым заглядываем в олимпийский Рио-2016. Но уже сейчас по поводу попадания туда гуляет легкая тревога. Отобраться на Игры от Европы крайне сложно. Надо быть в топе на топ-турнирах. Притом, что отнюдь не мала вероятность пропуска чемпионата Европы, который пройдет в следующем году— исландцам проиграно в гостях много, со словенцами дома случилась ничья, а есть еще нехилые румыны. То есть возможна ситуация: в текущей квалификации на Евро белорусская сборная терпит неудачу, а затем пробивается все же на чемпионат мира-2015. Однако тогда снова начнутся разговоры о нехватке международного опыта high-класса, о чем нередко вспоминает Шевцов. А ведь, повторюсь, для попадания даже в отборочный турнир на Олимпиаду нужно быть в шестерках на топ-турнирах 2015 и 2016.

Сергей Рутенко ко времени решающих сражений не помолодеет. Почему сосредотачиваюсь на этой единственной фигуре? Просто матчи в Испании показали: с капитаном и без него наша сборная— две разные команды, и это совсем не выдумки досужего болельщика. Без Рутенко-старшего белорусы смогли побить только смешных аравийцев, а вот вероятная ничья в игре со Словенией в момент удаления нашего каталонца уплыла. Партнеры же Сергея почему-то поголовно выглядят несмелыми и растерянными, словно и не выступают четыре человека из стартовой семерки в Лиге чемпионов, словно всегда известного своей игровой наглостью Пуховского заковали в обручи и запретили делать то, что он умеет. Команда тренируется и играет без Рутенко вроде и немало, но выходит, что научилась в таких условиях совсем немногому. Вывод на бросок капитана или в его же исполнении сброс в линию— вот и все. Даже такой банальный прием, как вход крайних игроков в линию, используется крайне редко. Разве что Денис Рутенко со своего фланга прибегает на позицию к брату, чтобы вывести его на бросок— опять же с угла площадки. О том, что крайние игроки могут «поджимать» защищающихся, словно позабыто. Ну и попытки белорусов контратаковать в большинстве своем наводят уныние. Матч с аравийцами в расчет не берем ввиду слабости оппонента. Атаковать же пешим шагом, как делалось во встрече с Южной Кореей— не есть современный гандбол, такая манера способна была принести успех лишь единственный раз в противостоянии с конкретным оппонентом. Зато в игре со словенцами возник вопрос: почему Шевцов убрал из заявки Кирилла Князева, способного обыграть соперника один в один и устоять при этом на ногах. Основной правый полусредний Сергей Шилович может бросить сзади, но в тот вечер это получалось у него не ахти. А заменять левшу был призван номинально крайний Макс Баранов, который, к слову, обыгрывал пару раз оппонентов, но толком бросить не сумел— не хватало банальной физической мощи.

Ладно, чтобы не сгущать краски в преддверии вечерней встречи с хорватами, отметим с положительной стороны вратаря Виталия Черепенько и вроде как проснувшегося Дмитрия Никуленкова. Чем черт не шутит— может, еще пофеерим вечером. Хотя мы с вами собирались смотреть в завтра.

Шевцов часто говорит, что для большого успеха ему нужна еще парочка игроков, как Рутенко. Так вот: в ближайших гандбольных поколениях их все еще не видно. Лучший игрок сборной 1992-го года рождения чахнет без игровой практики в БГК. Какими вырастут парни из команды 1994-го года, ставшей летом восьмой на чемпионате Европы среди сверстников, трудно предположить хотя бы потому, что и они вряд ли будут иметь полноценную практику в сильных командах еще несколько лет. Нахваливаемый Шевцовым и попавший в расширенный состав Хадкевич ведь в основном отсиживается на скамейке в СКА. В общем, все снова будет зависеть от того, как команда подойдет к конкретным соперникам на конкретном чемпионате. И интересно, как белорусы собираются прыгать выше головы со ставкой на единственного игрока и без прочих тактических «фишек», как те же входы и выбор оптимального состава. Хотя если свою задачу белорусы в Испании выполнили, сыграв так, как и нужно было для этого минимума, может, коуч знает, как сделать и шаг вперед?

Рассуждать об этом сложно, учитывая, что сам Шевцов не большой охотник раскрывать собственные планы. Зато тренер часто вспоминает былое и, в частности, «фэйл» в отборе на чемпионат мира-2011. Тот провал на Кипре наставник назвал «точкой нуля», и теперь понятно, что та неудача на грани позора оказалась даже на руку Шевцову— он получил возможность действовать так, как считает нужным, не оглядываясь на прочие мнения.

Просто интересно, как бы Шевцов выходил из положения в случае, если бы Рутенко так и не позволили вернуться в белорусскую сборную. Может, без такого явного первого номера в команде (а лидера такого уровня нет ни в каком другом командном виде спорта в Беларуси) наша сборная играла бы интереснее и разнообразнее, и за счет тренерского творчества результаты были бы как минимум не хуже?

О гандбольной сборной было правильно сказано на ее официальных проводах в Испанию. Да, таких теплых отношений с болельщиками и журналистами нет ни у одной другой команды в стране. И критические нотки в этом тексте наверняка будут восприняты в основном остро и, может, даже с отторжением. Ничего, о гандболе тоже стоит говорить по-разному, не только хвалебно.

Один коллега недавно сказал, мол, и гандбол в стране на нормальном уровне, почему только ему так мало в сравнении с футболом-хоккеем уделяется финансового внимания? Ответ, пожалуй, простой: в гандболе не так много руководителей, способных привлекать к себе внимание, а не ждать манны небесной. Надеяться, что после чемпионата мира, за которым следит немалое количество людей, спонсоры сами пойдут с предложениями к гипотетическому «Машеке» или «Витебск-Ганне», не стоит. Да и у такой медали две стороны. Вы уверены, что клубы, существовавшие многие годы на грани нищенства, первым делом, столкнувшись с материальными благами, ринутся развивать гандбол, а не искать заграничных гастарбайтеров и улучшать благосостояние собственной администрации? У меня нет ответа.

Темы:
Как вам новость?