Пять фактов о бывшем генеральном директоре АБФФ
В субботу, 29 декабря, Андрей Сидореня провел свой последний рабочий день в АБФФ. Всего этих дней набралось 586. С двери кабинета Андрея Анатольевича уже демонтирована табличка с упоминанием о бывшем обитателе. Вскоре помещение на четвертом этаже Дома футбола займет новый генеральный директор. А пока федерационные кадровики озабочены соответствующими поисками, Goals.by итожит период работы, быть может, самого удивительного руководителя в истории белорусского футбола.
Представление
О, это занятная история. Все началось 23 мая 2011 года. «Члены Исполкома единогласно одобрили кандидатуру, представленную Председателем АБФФ Сергеем Румасом, — сообщала пресс-служба АБФФ. — Новым генеральным директором избран Андрей Анатольевич Сидореня». Кто? Что? Зачем? Учился в БГЭУ. Раньше работал в «Мире фитнеса». Начальником отдела маркетинга. Говорилось, будто новый гендир был отыскан с помощью кадрового агентства. Хотя даже из вышеперепостченного пресс-релиза ясно, что это чушь. Надо полагать, Румас с Сидореней были знакомы еще до футбола. Оба ведь имеют опыт работы в банковской сфере. Оба причастны к миссии Международной финансовой корпорации (IFC) в Беларуси. Румас как управляющий. Сидореня как работник. Плюс ко всему говорят, Сергей Николаевич был очень дружен с отцом Андрея Анатольевича. В общем, на данный момент Сидореня— единственный ставленник Румаса . Во всех остальных случаях комплектованием правящей верхушки АБФФ занимался Сергей Сафарьян.
Некомпетентность
Одна из самых сочных баек про предыдущих обитателей Дома футбола. В одном из отделов АБФФ звонко надрывается телефон. Тогда еще были отделы. Новое руководство переименовало их в департаменты… Так вот, телефон. Надрывается. Работник поднимает трубку. Беседует. Кладет трубку. Говорит: «Звонили из УЕФА. Говорят, к нам какой-то Платяной должен приехать». Как-то так…
Быть может, с переменой власти в федерации и стало с кем поговорить о футболе. Но это совершенно точно не про Андрея Анатольевича. Сидореня и футбол находились друг от друга на расстоянии миллиона световых лет. Говорят, к третьему месяцу работы гендир АБФФ так и не разобрался, чем отличны Лига чемпионов и Лига Европы, думая, что это названия одного и того же турнира. Сидореня не мог выучить футболистов. Даже причастных к национальной сборной. Вроде Яна Тигорева и Сергея Омельянчука. В общем, матчасть страдала. Нельзя исключать варианта, при котором Андрей Анатольевич старательно пытался вникнуть в суть вопроса. Почти наверняка так и было. Ведь генеральный директор посетил некоторые непрофильные для себя семинары УЕФА. Наверное, для установления связей и расширения кругозора. Но видно, без особого результата. Сфера, в которой был занят Сидореня, требовала к себе более трепетного внимания и длительного срока проработки. Универсальные способы изучения, которыми наверняка хотел воспользоваться гендир, тут не годны. Нельзя просто так придти в футбол и начать в нем разбираться спустя полгода.
Молчание
Нет-нет-нет! Никто не говорит, что Андрей Сидореня был обязан общаться со СМИ ежедневно да твитить о своей работе ежесекундно. Информационный передоз и флуд в ленте— это решительно плохо. Но журналистам Андрей Анатольевич запомнится весьма скрытным персонажем и отнюдь не медийной личностью. Хотя спросить у Сидорени было что. Goals.by, к примеру, добивался встречи гендира АБФФ с диктофоном примерно год. Тщетно. За время своей работы ставленник Румаса дал только одно развернутое интервью. В октябре 2011-го. После того, как в Минске Мишель Платини и Сергей Румас заложили капсулу с посланием потомкам на месте строительства центра подготовки национальных сборных команд по футболу, во «Всё о Футболе» вышел полосный текст.
Кстати, о «Всё о Футболе». При Сидорене информационным партнером АБФФ стал «Прессбол». Ну, да— крупнейшее спортивное издание страны. Механизм выбора партнера, в принципе, правильный. Но зачем тогда федерации собственный печатный орган? Решением о сотрудничестве с «ПБ» АБФФ полностью девальвировало значимость «ВоФ», который исправно выполняет для федерации имиджевые функции, порой услужливо не замечая ее явных грехов.
Вообще, нужно отметить, что при новой власти взаимосвязь федерации с общественностью явно усложнилась . Да, наличны плюсы, инициированные Сидореней. Появление АБФФ в соцсетях и реклама матчей национальной сборной на радио и ТВ с привлечением ее игроков. Это замечательно. Но и минусов полно. При согласии Андрея Анатольевича пресс-служба АБФФ сперва сократилась до одной штатной единицы. Началось некоторое беспокойство. А затем ее начальником был назначен Александр Томин. Установился полный мрачняк. В несоответствии должности Томин может поспорить с Сидореней.
Знаковость
586 дней, которые Андрей Сидореня и белорусский футбол пытались понять друг дружку, вместили в себя концентрированное множество крутейших событий . Евро среди сборных U-21 с белорусской «бронзой», дебют на Олимпиаде, сотый матч Александра Кульчия за национальную команду, встречи с космически топовыми соперниками из Франции и Испании. И надо отметить, что все это проистекало либо в совершенно спокойной атмосфере при слабо запоминающейся организации, либо оборачивалось конфузами. Вот игроков «молодежки» одарили в перерыве матча национальных сборных Беларуси и Болгарии на стадионе «Динамо». Вышло мило. Нет вопросов. Но празднование сотого матча Александра Кульчия получилось каким-то гротескным. Да, люди стали покидать трибуны в перерыве, и это исключительно их проблемы, а не проблемы устроителей игры. Однако декорации изначально были выбраны неверно. Минску совершенно точно не нужна национальная команда товарищеских образцов. А сборная Литвы— это не Rammstein или Jennifer Lopez, чтобы собирать стадионы…
Организация памятного матча со сборной Испании— это вообще мегатрындец. Быть может, занимайся устроением всех этих знаковых для белорусского футбола мероприятий человек близкий к спорту, случились бы всамделишные праздники. Годные еще и в плане популяризации вида.
Расставание
В итоге все вышло очень грустно. Случился матч со сборной Испании, обернувшийся для АБФФ главным прошлогодним позором. Лихорадка стартовала еще до того. Билетный переполох, конфликт с «Б-12» — встречу с грандом предваряли не самые приятные события. И надо отметить, цены на билеты устанавливались исходя из предложений Сидорени и представителей ЧУП «АБФФ-Путешествие». В итоге Андрей Анатольевич убедил членов исполкома федерации, что предложение о космической стоимости продукта дельное. В общем, хотели сделать бизнес, а получилась разнарядка. **Матч сборных Беларуси и Испании стал последним поводом для расставания с Сидореней. **
Грянула сокрушительная критика Александра Лукашенко, которая включила в себя фразу «административный ресурс». А всем известно, если президент ругается, значит, ничем хорошим для объекта критики это не оборачивается. Понятное дело, руководители АБФФ должны были произвести какие-то кадровые перестановки, чтобы обозначить понимание позиции главы государства. И чуть погодя на жертвенник как раз легла новость о расставании АБФФ с Андреем Сидореней. Прекрасно все сошлось. Вот такой у этой истории конец. Андрею Сидорене при всем желании все же не удалось интегрироваться в белорусский футбол.