Спортдиректор минского "Динамо" подвел итоги межсезонья-2013

17.07.2013 13:06
Спорт Редакция

Корпеть над составом минского «Динамо» в нынешнем межсезонье пришлось сразу трем специалистам: начинал Игорь Матушкин, продолжал Владимир Цыплаков, а заканчивал Олег Иванов. К действующему спортивному директору «зубров» мы и пришли за ответами на тысячу накопившихся вопросов. Задать удалось не все, однако 50-минутный разговор вышел содержательным и пролил свет на многие вещи, происходившие в «Динамо» на протяжении весенне-летнего периода.

«Агент Стефановича звонил в полтретьего утра»

— Олег Николаевич, сколько часов в вашем рабочем дне?

— Ой… Часов 16 однозначно.

— Семь дней в неделю?

— Конечно. Иногда больше, иногда меньше, но средняя цифра именно такая.

— Основная работа — встречи и переговоры?

— Да. Сейчас еще добавляются вопросы по молодежной команде, которыми нужно заниматься.

— Агент Шуми Бабаев говорил, что ему игроки могут позвонить хоть в три ночи, хоть в пять утра по любому вопросу.

— У меня та же ситуация. Всегда готов разговаривать.

— Самый неожиданный звонок?

— Ха! Помню, агент Миши Стефановича набрал в полтретьего утра. Или ночи :). Спрашивает: «Я, наверное, разбудил?» Отвечаю: «Глупее может быть только ответ. Конечно! :)» Бывало, не спал по ночам. У нас темное время суток, а за океаном день, они там все в движении, нужно вести переговоры. Связываемся по скайпу, обсуждаем вопросы, а утром — в офис. Но это нормально. Работа такая.

— Влияет ли репутация клуба на успешность переговоров?

— Конечно. И в большей степени она у «Динамо» хорошая. У нас прекрасный спокойный город, классные люди — это ценят. Не скрою, иногда говорю игроку, что он приедет в отличные условия, в центр Европы. А уже сами хоккеисты, поиграв в Минске, передают впечатления из уст в уста. Это ценно, ведь иногда лучше получать меньшие деньги, но чувствовать себя абсолютно спокойно и быть сосредоточенным только на хоккее.

— Хорошо. Но вот в России часто называют минское «Динамо» скандальным клубом.

— Без комментариев.

«Предложения по «центру» есть, но хочется взять так взять»

— Переговоры по какому хоккеисту оказались самыми сложными?

— Это не секрет — по центральному нападающему, о котором упоминал наш генеральный директор. Максим Владимирович не лукавил: все было практически на мази. В сотый раз обговорили нюансы, ждали подписанного контракта. Однако дождались звонка от агента, который сказал, что хоккеист включил заднюю передачу, выдвинув очередные требования. На них мы пойти не могли. Разговаривали месяц, но все в итоге сорвалось. Хотя очень ждали этого человека, собрали о нем много положительной информации, тренерский штаб видел под него конкретных игроков… Не вышло — и это одно из разочарований.

— О хоккеисте можно забыть?

— Увы.

— Фамилию скажете?

— Ну, зачем? Понимаю всеобщий интерес, но это лишнее. Связывались с игроком чуть позже, был настроен вернуться к переговорам в следующем сезоне. Время покажет. Парень, повторюсь, интересный.

— В итоге желанный «центр» так и не был найден.

— Ничего страшного. Как бы это самонадеянно не звучало, но у нас достаточно уже подписанных игроков, способных ее закрыть. Пусть ребята работают и играют. Трагедии не вижу. К тому же селекция продолжится в течение сезона, и если найдется игрок, который нас устроит, мы его обязательно подпишем.

—  То есть вакансия все же остается открытой и поиск продолжится?

— Да. Соотношение цены и качества для нас важно. Говорил руководству, что пока не собираюсь «палить» деньги. Предложения есть. Они не так плохи, но не более того. А хотелось бы взять так взять. И если мы вкатимся в сезон с этой вакансией, ничего страшного не случится.

«Представитель Демагина был категоричен»

— Можно было подумать, что вариант с Калюжным и стал тем ступором, который не позволил подписать иностранного «центра».

— Нет, это не так. Алексея Калюжного были бы рады у себя видеть, но когда я назвал цифру его адвокату (он именно так представляется), тот на выдохе сказал: «Нуууу!» Это не упрек в их адрес, я все прекрасно понимаю, но надежда умирает последней. Вдруг раздастся звонок, и выдох будет другой?

— А лично с Калюжным вы разговаривали?

— Не разговаривал. Может, и нужно было задать вопрос его адвокату, попросить о личном разговоре, но по интонации представителя я понял, что это бессмысленно. Речь о больших деньгах. Все понимают, какого калибра Алексей игрок, и он небезосновательно рассчитывает на востребованность. Поэтому просто сотрясать воздух смысла не было. Мы еще успеем познакомиться лично, не по телефону. Уверен, Калюжный владеет информацией о нашем предложении.

— Кстати, о нем. Речь шла о 600 тысячах. Это правдивая сумма?

— Нет, и давайте не будем о цифрах. Но не одного Алексея из кахаэловцев мы хотели видеть у себя в составе.

— Кого еще?

— Сережу Демагина. Однако не срослось. К тому же был категоричен его представитель. Мне такие разговоры не нравятся. Насколько я понимаю, Сергей уже сделал российский паспорт. Подобная ситуация, когда игроки сборной одной страны не считаются легионерами в другой, мне вообще кажется нелепой.

— Это ведь не препятствует их приезду в национальную команду.

— Да. Но ситуация с Сергеем является показательной при комплектовании команды. К слову, когда у него еще не было паспорта, представитель игрока говорил, что отдаст парня хоть в ВХЛ, если мы не пойдем на его условия, но только не в «Динамо». Это вообще убийственная позиция. Впрочем, у Сергея есть своя голова, он владеет ситуацией и принимает решения.

— Почему так хотелось заполучить Демагина?

— Я помню его еще по работе в «Динамо» образца ОЧБ. Молодой и талантливый, он тогда играл в фарм-клубе. Мы вместе с Любомиром Поковичем внимательно отслеживали матчи второй команды, наблюдали за перспективными ребятами. Сергей уже тогда выделялся. Сходились во мнении, что при должной работе он далеко пойдет и заиграет в хороший хоккей. Так и вышло. А сейчас Демагин находится в возрасте, когда самое время выстрелить — хоккеист достаточно опытен, амбициозен. Не сомневаюсь, что ему найдут место в команде КХЛ и за большие деньги, чем можем предложить мы. Но Сергей — лидер по натуре. Он не будет довольствоваться малым, однако там, где сможет выиграть в деньгах, не исключено, проиграет в остальном. Попадет в третье звено — и это то, чего хотел Демагин?

— Что могли предложить вы?

— Мы хотели подписать Сергея на год. Но здесь он был бы одним из лидеров с местом в первом-втором звене. Отличная площадка, чтобы стартануть и стать востребованным в каком-нибудь мощном клубе. Сейчас же, считаю, при выигрыше в деньгах в хоккейном плане может наступить если не деградация, то стагнация.

— Опять же не могу не спросить: а лично с Сергеем вы разговаривали?

— Да, несколько раз он поднимал трубку и говорил, что материальная сторона для него наименее существенна. Но затем Сергей прекратил выходить на связь. Набирал его буквально в начале недели. Могу только догадываться, почему так происходит.

«Меня заверили, что Мич станет идеальным вариантом»

— Недавно «Динамо» подписало Дерека Мича. Что это за хоккеист и почему именно он?

— Дерек находился в поле зрения буквально с первой недели моей работы в клубе. Причем его предлагали сразу несколько агентов :). Почему не было конкретных телодвижений? Все говорили, что Мич до конца июля будет ждать предложения из НХЛ. За это время я собрал о нем очень подробную информацию через своих хороших знакомых за океаном, работающих скаутами. Отзывы оказались самыми благоприятными.

— А статистика вот не очень.

— Меня предупреждали, чтобы я не сильно на нее смотрел. Мич — не ярко выраженный атакующий защитник, он не будет феерить очками, как Нискала или Мерфи, хотя с их набором проблем не должно возникнуть. Мич хорош на всех участках площадки — в своей зоне, средней зоне, в атаке. Это хоккеист с отличным катанием, прекрасным видением «поляны». «Игровичок» сам по себе. Не чурается жесткой игры, боец. Что еще важно, Дерек — лидер по натуре, очень надежный человек на площадке и за ее пределами. Учитывая молодость нашей команды, это важный фактор. В сложные моменты Мич может успокоить ребят, не допустить паники. Скажу откровенно, меня заверили: если удастся подписать Дерека, это станет идеальным вариантом.

— Кто заверил? Агенты?

— Ни в коем случае! Агентов в таких моментах вообще не стоит слушать. Эти «соловьи» напоют так, что уши в трубочку свернутся :). Информация была получена от независимых людей, абсолютно не заинтересованных в продаже игрока.

— Хорошо. А что скажете о повышенной травматичности Мича?

— Это не самый приятный момент… Впрочем, подобные этапы бывают в жизни многих профессиональных хоккеистов. Думал на данную тему, но если сильно на ней заморачиваться, можно вообще никого не подписать. Определенный риск всегда присутствует. Надеюсь, в «Динамо» травмы обойдут Дерека стороной, и он станет именно таким хоккеистом, каким мне его описали.

— Насколько весомым доводом при переговорах оказалось знакомство Мича с Микфликером?

— Оно сыграло свою роль. Джейкоб и Дерек давно знакомы, дружат семьями. Если верить агенту Мича, у защитника были другие интересные предложения из КХЛ, но «фактор Микфликера» помог перевесить в пользу «Динамо».

«Юность» хотела, чтобы мы подготовили Белинского к плей-офф экстралиги»

— Можно ли говорить, что на данном этапе команда фактически укомплектована?

— Это так. Тренерскому штабу осталось определиться с теми, кто находится на просмотровых контрактах.

— Неожиданно было не обнаружить в списочном составе «Динамо» Виталия Белинского. В чем причина его отсутствия?

— Мы очень хотели видеть у себя Виталика. Я даже предвкушал интересную конкуренцию среди вратарей. Думаю, и Белинскому было полезно через это пройти.

— Но…

— Но «Юность» выдвинула условия, на которые мы не смогли пойти. Если вкратце, то столичный клуб в ответ на наш запрос прислал документ, в котором читалось примерно следующее: «Динамо» за свой счет обязуется подготовить к плей-офф экстралиги Виталия Белинского». Данное соглашение мы должны были зарегистрировать в федерации, но я считаю, что это просто нереально.

— Я верно понял: «Юность» хотела при любом раскладе получить Белинского под плей-офф?

— Именно. Независимо от того, нужен он будет «Динамо» или нет.

— Это единственное требование?

— А что, недостаточно?

— Ну, мало ли. Еще компенсация, например.

— Ха! За подготовку игрока еще и деньги на клубный счет? Вот это было бы действительно чересчур :).

— Помню, упоминался еще один момент: «Динамо» обязуется гарантировать Виталию место в составе.

— Да, действительно. Белинский должен был сыграть не менее 50 процентов матчей. Но я даже Хаугену не могу такого гарантировать! В общем, мы готовим вратаря, а «Юность» забирает его в любой момент. На плей-офф так вообще без разговоров.

— И договориться никак?

— А вы как думаете? С таким-то подходом… Зачем тратить время? Там взрослые люди, солидный клуб. Только предложение несолидное.

— Поясните еще ситуацию с Заламаем и Казакевичем. Вы их все-таки хотели видеть или нет?

— Было удивительно читать слова Эдуарда Зотова, который утверждал, будто мы их не просили. Мы хотели просто показать ребятам кухню КХЛ. А уже затем, в случае возникновения обоюдного интереса, что-то предлагать.

«У Соломонова были хорошие шансы закрепиться в «Динамо»

— Антонов и Кислый упоминали в интервью, что «Динамо» не предлагало им контракты. Почему?

— Что касается Артема, то он говорит чистую правду. Объясню. В тот момент мы рассчитывали, что к «Динамо» присоединятся Андрющенко, Стефанович, Соломонов. После разговора с тренерским штабом не увидели необходимости просмотра Кислого. Решили, что будем внимательно следить за выступлением хоккеиста, но в другой команде.

— Антонов?

— Не думаю, что Андрей лукавит, — у него просто неверная информация. Мне звонил его представитель, и я могу почти дословно передать наш разговор. Он утверждал, будто у Андрея есть достойное предложение из КХЛ, но сам игрок хочет играть в «Динамо». Просил дать хорошие деньги, чтобы Антонов остался, и не тянуть с ответом. На следующий день я позвонил и сказал «нет». Представитель защитника был категоричен. Ни о каком просмотре даже речи не шло.

— А вы хотели заключить именно просмотровый контракт?

— Конечно. Но представитель дал понять, что просмотр в его планы не входит. У игрока есть хороший вариант в КХЛ с хорошим контрактом. Дайте деньги — и Антонов останется. Получилось, что хороший вариант — это просмотровый контракт в «Автомобилисте»…

— Кстати, кто решает, приглашать игрока сразу или для начала предложить ему просмотр?

— Коллегиально — я и тренерский штаб. Поэтому не так много контрактов и было подписано сразу.

— Тогда поясните, почему Казнадей, Филичкин и Шинкевич заключили соглашения, а Антонова вы хотели просмотреть? То же самое по Гаврусу и, положим, Ефименко.

— Здесь присутствует профессиональный взгляд, но мне не хотелось бы детализировать. Поверьте, он абсолютно объективен. Расскажу о ситуации с Соломоновым. Звонил ему лично, потому что не знал, что у него есть агент. Так вот, Евгений был категоричен: «О каком просмотре может идти речь? Посмотрите мою статистику в ОЧБ, где я забросил более 30 шайб». Но у нас есть вопросы. По его статистике в матчах с детьми из «Юности» в плей-офф и на чемпионате мира. Пусть он тоже на нее посмотрит. Поэтому тренерский штаб хотел увидеть игрока в условиях КХЛ. Считаю, у Жени были очень неплохие шансы закрепиться в «Динамо». Он решил остаться в «Гомеле». Что ж, его выбор. Я уважаю его и не упрекаю хоккеиста. Просто есть разница статистики в регулярном чемпионате, который, увы, нынче не так силен, и в плей-офф, где игроки уровня Соломонова и должны себя показывать, решать подобные матчи, какой бы психологический момент там не присутствовал.

— Ладно. А что насчет Гавруса, чью статистику не назовешь блестящей?

— Откровенно говоря, — и это мнение, в том числе, тренерского штаба — Артур оставил самое благоприятное, очень сильное впечатление на чемпионате мира. Показал зрелую игру, да и в психологическом плане проявил себя молодцом, когда его держали, грубо говоря, «на цепи». Это очень интересный, перспективный молодой парень, и если у Артура сохранится адекватное восприятие профессионального хоккея, он заиграет на высоком уровне — в этом мы все уверены.

— Роман Граборенко входил в сферу интересов «Динамо»?

— Безусловно. Но у него тот же представитель, что работает с Демагиным. Разговор был бесполезным. И Роман не шел на контакт. Помимо меня работать в направлении Граборенко пытались и тренеры, но… Он подписал контракт новичка с «Нью-Джерси». У Романа все может очень удачно сложиться, дай ему Бог.

«К Бови остались вопросы по предсезонке»

— При взгляде на линию обороны сложно найти там ярко выраженного атакующего защитника.

— Ярко выраженного у нас действительно нет. Однако это проблема не только «Динамо», но и лиги в целом. Поверьте, с этой темой носились процентов 90 команд КХЛ. Знаю, что многие не совсем удовлетворены тем, как удалось закрыть данную позицию. Да, у нас нет таких ребят, как Мерфи, Нискала, но, в то же время, можно найти в составе хоккеистов, способных помочь в атаке, в большинстве. Хотя бы тот же Мич. Среди белорусов тоже есть пара ребят, которые могут потянуть эту роль. Все покажет лед.

— И все же тот факт, что ярко выраженный атакующий защитник так и не был найден, можно назвать вашей селекционной неудачей?

— Повторюсь: все покажет лед. Варианты были. Один оказался просто неподъемным по деньгам, другие попросту «ушли». Немного не хватило времени. Часть людей, которых можно было подписать, выбрали другие варианты. А действительно качественных защитников не так много. Не в пользу Мерфи говорил его возраст. Вспомните Каралахти: позапрошлый сезон — красавец, а в прошлом году выступил на порядок ниже. Неизвестно, как бы выглядел тот же Мерфи. Он с годами не молодеет, могли возникнуть вопросы.

— В чем причина отсутствия в команде тренера по физической подготовке?

— Насколько я знаю, были серьезные вопросы по работе Брендона Бови. Нам поступали предложения от специалистов, но хорошего кандидата я среди них не нашел. А брать кого-то просто ради того, чтобы закрыть позицию, мы посчитали лишним. Проконсультировались с тренерским штабом, и меня заверили, что наши наставники не видят в этом глобальной проблемы и способны своими силами закрыть данную позицию.

— Чем все-таки не устроил Бови?

— В принципе, без серьезных травм в течение сезона команда сумела обойтись, здесь к нему претензий нет.

— Насколько я слышал, в вину специалисту была поставлена как раз предсезонка.

— Да, были серьезные вопросы. Те несколько специалистов, которых мы действительно хотели у себя видеть, оказались при деле.

«Базовый клуб — это не национальная сборная»

— Ваш предшественник Владимир Цыплаков говорил, что «Динамо» интересны многие белорусы, выступающие в КХЛ, но никто из них в команде так и не появился. Демагиным и Калюжным этот список заканчивается?

— Почему же. Разговаривали с агентами Стасенко и Ковыршина, однако «Северсталью» им были сделаны квалификационные предложения. Не хотелось бы обижать хоккеистов, но цели заполучить их любой ценой мы не ставили. В моем понимании базовый клуб сборной — это не национальная сборная. И «Динамо» никогда так себя не позиционировало. Собрать всю сборную в одном клубе — это неправильно. А вот «Динамо» в своем нынешнем виде и есть база для национальной команды. Сейчас у нас собраны потенциальные кандидаты в сборную, которые составляют почти 80 процентов ростера. Это и есть базовый клуб в самом четком понимании. Прекрасно, когда кто-то играет в других командах КХЛ, да еще и находится на ведущих ролях. Незачем собирать всех сильнейших в одном клубе. Это неправильно. Поэтому желаю Ковыршину и Стасенко, у которых прошлый сезон оказался «транзитным», пробиться в основной состав.

— Многие в понятие «базовый клуб» как раз и вкладывают смысл «все сильнейшие в одной команде наигрываются под чемпионат мира».

— Это получается уже не базовый клуб, а национальная сборная, которая играет в чемпионате КХЛ. Утопичный вариант, как по мне. А многие из тех ребят, которых мы собрали в «Динамо» сейчас, едва ли получили бы предложения из КХЛ. Для них это шикарный шанс. Надеюсь, парни вгрызутся в него зубами.

— Есть мнение, что «Динамо», выдернув лидеров из клубов ОЧБ, осиротило наш чемпионат.

— Не соглашусь. В своем нынешнем виде экстралига не привлекательна для игроков. Ребята нашли бы варианты уехать в другие турниры, в ту же ВХЛ, поменяли бы гражданство — и клубы все равно остались бы ни с чем. Мы в очередной раз обманули бы сами себя.

— Ладно, белорусские кахаэловцы в «Динамо» не пришли, отказ от услуг легионеров можно понять, но расставание с Кулаковым и Денисовым вышло действительно неожиданным.

— Признаться, жалею об уходе Кулакова. Если по Денисову все было уже решено до меня, то Сашу терять очень не хотелось. Еще год-два назад я бы сам посоветовал ему: «Езжай, смени обстановку, встряхнись, поборись за место в составе». Даже за третье звено, куда он процентов на 90 и поехал в Нижний Новгород. Из третьей линии «Динамо» в третью линию «Торпедо»… Впрочем, финансовый вопрос никто не отменял. Но в Минске Александр был бы лидером, играл бы в «топ-6». Поэтому внутренне не одобряю его выбор. Не осуждаю, но и не одобряю. Убежден, что именно в этом сезоне Кулакову не стоило никуда уезжать. В «Торпедо» он вновь окажется не на своем месте, а здесь был бы на ведущих ролях.

— Как-то в ваших словах сквозит пессимизм — что в отношении Демагина, что в отношении Кулакова.

— Есть у меня такое чувство, если хотите. Дай Бог, чтобы у них все получилось.

— «Динамо» ведь тоже не резиновое, всех не уместишь.

— Мы говорим о двух хоккеистах — Кулаков, Демагин.

— Но есть же легионеры, которые явно брались не под третье-четвертое звено.

— Они ведь приглашались не просто так, а из-за ухода Кулакова. Да и в отношении Демагина у меня не было уверенности. Если бы ребята оказались у нас, изменили бы формулу с «6+1» на «4+1». И это было бы правильно.

Как вам новость?