Почему БТ не купит у "Шахтера" права на трансляцию матчей квалификации в ЛЕ

05.07.2013 16:02
Спорт Редакция

Директор «Шахтера» Юрий Вергейчик нашел одну из дорожек, по которой можно привести свой клуб к самоокупаемости. Во всем цивилизованном мире телекомпании выкладывают огромные деньги за право показывать футбол. А почему у нас не так? Солигорчане решили заработать на Лиге Европы. Николай Ходасевич уверен, что этим планам не суждено сбыться.

Господа, сегодня знаменательный день. Говорю без ехидства и бравады, а вполне серьезно. Одним неосторожным высказыванием директор «Шахтера» Юрий Вергейчик продемонстрировал, что будет, если горняки станут чемпионами Беларуси в нынешнем сезоне. Закрыл глаза, представил и быстро открыл.

Комментарий Вергейчика переисполнен некомпетентными данными и необоснованными амбициями. Давайте разберемся, заглянем в чудный мир руководителя клуба, лидирующего в чемпионате страны, мечтающего о золотых медалях и путевке в Лигу чемпионов.

«Белтелерадиокомпания зарабатывает хорошие деньги за счет рекламы во время футбольных матчей. Неужели она не может выкупить права на показ поединков белорусских клубов на евроарене?» — вопрошает Юрий Васильевич.

Если помните, три года назад в том же духе опрометчиво высказывался генеральный директор «Днепра» незабвенный Александр Сентюров. Могилевчане тогда здорово продвинулись в Лиге Европы до самого «Вилльяреала», но ни одной встречи отечественное телевидение не показало. Сентюров требовал денег, потому что «Днепру» нужно зарабатывать, а телевидение обязано платить. Это было забавное лето, когда команда Андрея Скоробогатько восхитительно шагала по турнирной сетке, а гендир «Днепра» ждал, когда потекут золотые реки за права на показ домашних матчей клуба. Даже ручейка тем летом в Могилеве не обнаружилось, ведь никто за пределами страны не мог купить трансляцию, потому что никто ее здесь, в Беларуси, попросту не организовал.

Может быть, приоткрою тайну, но права на показ матчей квалификационной стадии Лиги Европы стоят «сущие» копейки. Скажем, месячная зарплата условного Букаткина в «Минске» или одна четвертая оклада условного Кристиана Ободо в столичном «Динамо». Но почему-то в нашем футбольном мире существует миф о том, что платят много. Эта тема неоднократно уже всплывала на поверхность и у знающих людей вызывала добродушную улыбку. Нахватавшись цифр в России, Польше, Украине и прочих странах, наши функционеры вдруг подумали — а чем мы хуже? Недальновидно демонстрируя собственную некомпетентность. У нас ведь нет мощного рекламного рынка, у нас вообще узкая футбольная аудитория, отчего низкие рейтинги просмотра на ТВ, наконец, у нас не раскрученный чемпионат с неуютными стадионами и ворохом прочих проблем. Неужели это не понятно?

И потом, пошерстите в интернете, там есть конкретные цифры, сколько стоит организовать работу ПТС на футбольном матче. А сколько можно заработать на рекламе? В лучшем случае удастся «отбить» 50 процентов затрат. Юрий Васильевич, на ваших матчах в чемпионате и еврокубках белорусское ТВ наживается?

Вот именно это меня и тревожит, что в Лигу чемпионов может попасть клуб, у руководства которого нет четкого представления о том, что происходит за пределами футбольного поля. Это позволительно главному тренеру команды, но никак не менеджеру.

«В указе президента №191 написано, что клубы могут зарабатывать, продавая права на видеотрансляции матчей, билеты, сезонные абонементы. Мы хотим получать деньги за трансляцию наших матчей, переходить на рыночные отношения» — заявляет Юрий Вергейчик. Вообще, сегодня директор «Шахтера» в этом горе далеко не одинок. Всем клубам, завязанным на господдержке, тяжело, все хотят жить, как прежде, как в старые добрые сытые времена.

Уже полгода мучает действительность — кругом только жалуются. У меня, к примеру, есть другой, более интересный вопрос — а для кого вы играли все эти годы, проедая миллионы долларов в год? Разве вы не понимали пять-десять лет назад, во времена благополучия экономики страны, что ваши инвестиции главным образом должны быть направлены на эффективную работу ДЮСШ и прирост аудитории? Во-первых, в этом главный принцип футбола как такового — играть для людей, во-вторых, это и есть залог успешного будущего, когда перекроют любимый «кран» и заставят зарабатывать. Нет, или я не прав? «Я это..» — «Ага, понимаю, работа такая» — славный мультик на все времена.

Вот почему сейчас никто не говорит о том, что пора бы пересмотреть условия оплаты труда футболистов в высшей лиге Беларуси? Говорят ведь только о том, что футбол скоро загнется. А дельные решения, чтобы не загнулся, имеются? Мысли, может быть, конкретные идеи, как привести все отечественное футбольное хозяйство в разумное соотношение трат на оплату труда с окружающей действительностью? Не, такого не слышал. Слышал, что будут убегать игроки из чемпионата. Интересно, в каком направлении?

На выходе мы действительно имеем печальную картину для профессионального клуба — платить за футбол телевидение не намерено и не будет (у матчей национального первенства никудышные рейтинги); атрибутика окупит лишь подъемные условного Иванова (ох, как же у нас без подъемных для очень ценного исполнителя); на билетах не заработаешь (средняя посещаемость стадионов около двух тысяч человек). И это же очевидно, что белорусскому футболу стоит умерить аппетиты, пересмотреть всю сложившуюся ситуацию и поскорее наметить оптимальные меры дальнейшего развития. Да, сразу будет больно, но кому сейчас в стране (посмотрите по сторонам) не больно?

А Юрию Васильевичу, мною безмерно уважаемому за тренерскую карьеру, хочу обрисовать потенциальную ситуацию с показом домашнего матча «Шахтера» за деньги. Допустим, телевидение готово купить ваш поединок за 10 тысяч условных единиц – «бодание» с молдаванами на чудовищном по производимой картинке «Строителе» наверняка больше не потянет. Арендуйте ПТС и дайте нам сигнал. ПТС можно арендовать в Белтелерадиокомпании, на «Столичном телевидении», в Москве или Киеве. Теперь представьте, во сколько клубу обойдется аренда техники. Цифры будут примерно те же (если не больше), сколько стоят права на ваш домашний матч второго квалификационного раунда Лиги Европы. Поэтому и предлагает нашим клубам телевидение «услуги на безвозмездной основе», просчитывая свой финансовый убыток, при этом не забывая о социальной миссии. Мы же все стремимся к рыночным отношениям. Правда, орудуем финансами из одного кармана…

Как вам новость?
Головоломки