Еще Лев Толстой писал, что все счастливые семье счастливы одинаково. Поэтому подводить итоги такого сезона, какой удался БАТЭ, легко и просто. Разве что слегка утомленный от напряжения последних месяцев, но счастливый Анатолий Капский поразмышлял для
eSport.by
о Лиге чемпионов во сне и наяву, абсолютном счастье, черной зависти, гениальности Виктора Гончаренко, своем зазнайстве, мотивации в новом чемпионате, а также рассказал, зачем он читает футбольные форумы и чем отличается БАТЭ от других белорусских клубов.
— Сейчас вам не кажется, что вся эта Лига чемпионов, Рауль на «Динамо» — это все сон?
— Абсолютно нет. Чтобы Рауль приехал в Минск, нужно было для начала перетерпеть вдесятером второй тайм с «Левски». Тогда это сном не казалось. Вся Лига чемпионов для меня была состоянием непроходящего счастья, которое не прекращалось долго-долго. Каждое утро просыпался счастливым человеком. Подобные ощущения испытывал, наверное, только в молодости.
— В тот момент вы могли сказать себе «Я прожил жизнь не зря»?
— Это было каждый день все те три месяца, в течение которых мы выступали в Лиге чемпионов.
— Вас особо грела мысль о том, что добиться такого успеха БАТЭ смог всего лишь через 12 лет после того, как был создан?
— Будет неправдой, если скажу, что был убежден, что это может случиться. При всем нашем максимализме Лига чемпионов свалилась, как снег на голову. Да, работали, да, старались. Но все равно это было настолько нежданное счастье, что даже не передать словами…
— На недавнем награждении вам не было жалко, что этот сезон безвозвратно уходит?
— Нет. Так получилось, что само чествование не оставило много эмоций. Оно и не всем болельщикам понравилось — возможно, было будничным. Но это в первую очередь на фоне того, что ощущения были в этом году слишком уж необычные, а мероприятие прошло по стандартному сценарию. Да и думать-то о том, что сезон закончился, было особо некогда. В четверг прилетели уставшие из Италии, в пятницу было награждение, а в субботу я вместе с друзьями улетел на игру «Барселоны» с «Реалом».
— После таких успешных сезонов следующий обычно дается гораздо сложнее в силу самых разных обстоятельств…
— Никто не может сказать, как оно будет…
— Ну, соперники точно будут на вас настраиваться по-особому…
— Я думаю, что соперники будут настраиваться точно так же, как они настраивались на нас все последние годы. С чемпионом все играют по-особенному. Ничего необычного мы не ожидаем. Говорят, что в следующем году, команды будут пытаться доказать, что они не хуже БАТЭ… Да каждый будет решать свои задачи! Естественно, будут клубы, которые поставят себе целью одержать победу в чемпионате — они будут соответствующим образом готовиться и соответствующим образом играть. А уж сильнейшего определит только игра и чемпионат.
Если интрига есть, ее нет необходимости дополнительно подогревать, делать запал мощнее, чтобы взорвалось — она будет такая же, как обычно. Я не собираюсь подогревать ее. Мы знаем, что нам предстоит соперничать с 13 командами, к которым мы относимся с уважением. Но думать об этом мы начнем 21 января, когда соберемся на первый сбор.
— По-моему, вы всегда отличались умением подогреть интерес к любому матчу…
— Я специально не разогреваю публику. Если у меня есть мнение на тот или иной предмет, ситуацию, считаю своим долгом высказаться. Дабы мне потом не присваивали чужие мысли, мнения. Но это никогда и ни в коей мере не является подогревом интереса.
— На соперников по чемпионату Беларуси свысока смотреть не будете?
— Мы на них и не смотрели свысока. Просто Лига чемпионов — это совсем другой турнир. Там даже воздух чище, понимаете? И после нее просто психологически тяжело перестраиваться на чемпионат. И не одним нам было тяжело. Зенитовцы об этом говорили, Юрий Павлович Семин… А так абсолютно с уважением относимся ко всем соперникам. Тот же «Минск» нас примерно наказал, щелкнув по носу. И сразу появились заявления, что БАТЭ запижонил. Возможно, так оно и было. Хорошо, ребята доказали, что они профессионалы и в ответном поединке блестяще исправили, казалось, безнадежную ситуацию.
Перед началом чемпионата СМИ будут строить свои прогнозы, в которых по традиции станут предрекать БАТЭ большие проблемы. Но мы найдем новую мотивацию для успешного выступления.
— Тренерскому штабу практически удалось избежать ошибок. Очень четко работали планы на игры, не было спада, которого так ждали ваши соперники по чемпионату… Почему так получилось? Может быть, Гончаренко — гений?
— На этот вопрос может ответить только время. Дай Бог, чтобы Виктор Михайлович оказался футбольным гением. Пока я могу сказать, что он очень грамотный специалист, несмотря на свои молодость и не очень большой стаж работы главным тренером в команде высшей лиге. Однако недостаток опыта он восполняет путем стажировок у известных специалистов, он никогда не стесняется задать лишний вопрос на интересующую его тему по ведению учебно-тренировочного процесса.
Кроме того, Виктор Михайлович провел достаточно серьезный отрезок в чемпионате-2007, когда Игорь Криушенко угодил в больницу. Тогда команда очень удачно выступила и, можно сказать, именно в тот период заложила фундамент своего будущего чемпионства.
Вообще к БАТЭ двух последних сезонов не применительно понятие «спад». Наверное, у игроков есть какие-то свои биоритмы, понятие лучшей и худшей физической готовности. Задача тренера — почувствовать это и за счет тактических моментов, варьирования состава влияние этих факторов минимизировать и сделать так, чтобы болельщик их не заметил. Виктору Михайловичу это с блеском удалось. Он очень хороший тренер. И если продолжит относиться к своей профессии так, как это делает сейчас, он вырастет в очень сильного специалиста не только по белорусским меркам.
— И Юрий Пунтус, и Игорь Криушенко, и Виктор Гончаренко неизменно добивались с БАТЭ успехов. Откуда такой нюх на кадры? Или дело в чем-то другом?
— Пожалуй, правы те, кто считает, что БАТЭ в первую очередь силен коллективом. В команде всегда работали хорошие тренеры, и они всегда помогали футболистам раскрыть их лучшие качества. В том числе и человеческие. Потому что в командных видах спорта межличностные отношения — важная составляющая успеха. И в этом году мы отличались как раз командной игрой, ее организацией.
И еще один момент, который, может, кому-то набил уже оскомину. В БАТЭ всегда была преемственность. Во всем. Смею надеяться, так оно будет и дальше.
— Это то, что отличает БАТЭ от других белорусских клубов?
— БАТЭ — это не только грамотные тренеры и классные игроки. В клубе есть люди, которые редко появляются на страницах прессы, но их роль в успехе просто неоценима.
— Как считаете, число людей, у которых к БАТЭ черная зависть, увеличилось?
— Думаю, что да. Во всяком случае, далеко не все знакомые мне футбольные люди поздравили БАТЭ с выходом в Лигу чемпионов. Более того, слышал массу разговоров о том, что заслуга команды в этом небольшая. Мол, нам просто несказанно везло…
— Что бы вы предпочли: слова в глаза «Я не люблю БАТЭ» или заигрывания «Вы молодцы!» с мыслями о том, чтобы вы быстрее проиграли?
— Одинаково отношусь и к тем, и к другим. Может, где-то про себя и завожусь, но есть выражение: «Собака лает — караван идет». Так вот, лает она или воет — караван все равно будет идти. Поэтому тратить энергию на них не собираюсь, мне все равно. Они есть — ну и ради Бога. Есть же люди, которые себя очень редко любят. Чего им любить БАТЭ и радоваться его успехам, если эти люди к себе так относятся? Об этом стоит говорить.
Если же у кого-то появилась белая зависть, если мы своим примером помогли кому-то утвердиться во мнении, что любая белорусская команда может пробиться в групповой этап Лиги чемпионов — это большой плюс для всех.
— Что ответите тем, кто говорит, что Капский зазнался?
— А кто это говорит, журналисты? Я к вам приехал на интервью и заносчиво себя веду? Бравирую чем-то? Как проявляется то, что я зазнался? Может быть, кому-то из ваших коллег и отказал в интервью. Поймите меня правильно. Порой мне звонят журналисты, которые не утруждают себя подготовкой к интервью и задают вопросы, на которые я отвечал уже десять раз, а может и тридцать. Что мне остается делать? Вместе с тем встречаются и высокопрофессиональные журналисты. Так, перед матчем с «Зенитом» получил колоссальное удовольствие от работы Бориса Левина из «Спорт-Экспресса». Он задавал такие вопросы, на которые было интересно отвечать. Кроме того, за чашкой чая мы долго разговаривали на другие темы, которые не вошли в интервью. Мне дали материал для вычитки — править было нечего.
Не знаю, кто придумывает такие глупости, что, мол, Капский зазнался. Специально сам себя ловлю на каких-то фразах, поступках, чтобы никому даже мысли подобные не закрались. Я человек эмоциональный, и мне обидно слышать такие слова.
— Расставаться с Жавнерчиком было не жалко?
— Мы предложили Максиму контракт на два года, одним из пунктов которого была покупка квартиры в Минске. Он сказал: «Только на год!». Но Жавнерчик — не того уровня футболист, без которого команда не сможет обойтись. А платить огромные деньги игроку, который через год уйдет бесплатно, не в наших правилах. Это раз.
Второе. Несмотря на то, что Максим не хотел продлевать контракт, он оставался в команде. Но когда он ходил и постоянно всем рассказывал, что хочет уйти, при этом демонстрируя соответствующее отношение к тренировочному процессу, к играм, то чаша тренерского терпения не могла не лопнуть. Вот, исходя из этого, Виктор Михайлович и принимал свое решение. А все, что делает главный тренер в БАТЭ, считаю правильным. Скажем, я узнал о том, что Жавнерчик отстранен от тренировок с основным составом, только через несколько дней после того, как это произошло.
Гончаренко вообще не тот тренер, которому можно указывать. Он очень сильный человек и иногда принимает такие волевые решения, что они даже меня шокируют. Только потом понимаю, что он сделал правильно. Для него равновесие в коллективе и дисциплина — основополагающие факторы здоровых отношений. Если в команде нет взаимоуважения, никакого результата не будет.
При этом я не хочу ничего плохого сказать о Максиме. Мы просто не сошлись в условиях контракта, а впоследствии Жавнерчик перестал удовлетворять требованиям тренера.
— Знаю, вы посещаете интернет-форумы и наверняка в курсе полемики, развернувшейся вокруг вашего имени…
— Я бываю на форумах, причем не только на белорусских. Кто-то любит ночью музыку послушать, у кого-то другие предпочтения. Меня интересует футбол со всех точек зрения. И на форумах можно почерпнуть много полезной и интересной информации для руководителя клуба.
Но порой сталкиваешься с откровенной чушью. Особенно это часто случается, когда реальный человек скрывается под вымышленным именем, ником. Видимо, такие люди боятся, что за свои слова и поступки потом могут призвать к ответу. Вот и появляются вымышленные имена, а сообщения этих авторов все больше смахивают на анонимки. И не каждый потом разберется, где правда, а где ложь. А спорить на форуме с виртуалами пустая трата времени.
Ну, разве это не бред, когда без всяких доказательств меня обвиняют в том, что два года назад мы финансово заинтересовали брестское «Динамо» в матче против столичных одноклубников. Не было такого! Готов заплатить этому фантазеру ту же сумму, если он приведет хотя бы одного футболиста, тренера или просто работника брестского «Динамо», которого мы стимулировали на игру с минским «Динамо».
Никогда не был сторонником стимулирования и никогда к нему не призывал после того, как АБФФ установила запрет на это явление. Да, я был противником этого решения, однако, как законопослушный участник футбольных процессов в Беларуси, неукоснительно выполнял принятое решение.
А какое легкое объяснение победе БАТЭ над «Неманом» в 2002 году дает тот же автор! Мол, все произошло благодаря вырученным деньгам за проданного в «Милан» осенью того года Кутузова. Но ведь «золотой» матч состоялся почти через полтора года после названного перехода.
Уже не говорю о том, что часто попадаю под огонь критики за то, к чему не имел никакого отношения. В том числе и за ошибки нашего клубного руководства, уполномоченного принимать какие-то тактические решения без согласования с Капским. Не все могут понять, что мое основное место работы — завод БАТЭ. А во внутренние вопросы ФК БАТЭ, которыми занимается клубное руководство, я обычно не вмешиваюсь.
— Вам не кажется, что вы слишком много внимания уделяете заведомо необъективным мнениям?
— Я очень люблю футбол. И для меня важно, нравиться это кому-то или нет, чтобы звучала истина. Меня не устраивает, когда мне присваивают что-то хорошее, хотя это не мое. Считаю себя человеком не глупым, не серым. И не хочу, чтобы меня им делали. Почему меня кто-то будет защищать, хвалить, если я сам за себя могу постоять?
— Поговаривают, у вас даже есть секретный ник, под которым вы пишете в интернете…
— Клянусь, никогда не писал. Если мне хочется что-то сообщить, то поручаю это сделать нашему оператору Диме Ходасевичу, чей ник — dimhod — известен многим. Это чаще всего случается, если нужно разъяснить позицию по злободневным вопросам клубной жизни. Например, по экипировке, игрокам…
— Вы сказали, что для вас важно, чтобы звучала истина. А вам не кажется, что ее поиск изначально обречен на провал?
— С возрастом этих попыток становится меньше. Иногда просто хочется уехать на недельку на необитаемый остров и отдохнуть от футбола.
— Что будет, если Капский все-таки найдет абсолютную истину?
— Не найдет…
Текст: Максим Березинский