Прием беженцев из Украины: Германия на пределе

Чем дольше идет война России c Украиной, тем больше число украинских беженцев в ФРГ и тем острее проблемы, связанные с их приемом и размещением.

  1 045 854 — столько украинцев, спасающихся от войны, которую развязала против их родины Россия, по данным МВД ФРГ, были внесены в немецкий регистр иностранцев к концу 2 января 2023 года. Примерно 80 процентов из них — женщины, около трети — дети и подростки.   Каждый день общее число беженцев из Украины в Германии увеличивается в среднем на 170 человек. Но, вопреки опасениям Берлина, какого-то скачкообразного его роста в последние дни, вызванного массированными российскими ударами по инфраструктуре украинских городов, не наблюдается.   Тем не менее немецкие коммунальные власти бьют тревогу: их ресурсы по приему новых беженцев фактически исчерпаны.  

Гостеприимство немцев — под угрозой

  «В решении разнообразных проблем, связанных с беженцами, мы достигли границ своих возможностей», — констатировал на пресс-конференции в Берлине 4 января президент Объединения немецких городов и общин (DStGB) Уве Брандль.   Главная проблема, на которую он указал, — жилищная. Большое число украинских беженцев поселились у друзей, знакомых и просто сердобольных немцев. «Но это не может быть постоянным решением, — говорит Брандль, — необходимо найти другое».   На главном вокзале Берлина уже давно не стоят шеренги горожан, готовых потесниться, чтобы приютить у себя беженцев из Украины. Те, кто приняли их на первых порах, не ожидали, что беженцы останутся у них так долго. По оценке Брандля, гостеприимство немцев и общественная терпимость к украинцам находятся под угрозой.   Ситуацию усугубляет и без того напряженная ситуация на рынке съемного жилья: квартир по доступным ценам в Германии — в обрез. Социальное ведомство берет на себя расходы украинцев на аренду жилья — будь то отдельной квартиры или комнаты — лишь в том случае, если те предъявят соответствующие договоры.   Но, заключив такой договор с хозяином жилья, поясняет Брандль, украинец приобретает статус квартиросъемщика, который обладает в Германии очень широкими правами и надежной защитой от выселения. В результате многие немцы, пустившие к себе «пожить» украинских беженцев, теперь не в силах от них избавиться.  

Украинские учителя и немецкие школы

  Вторая проблема — интеграция украинских беженцев на немецком рынке труда. Немецкие СМИ время от времени рассказывают отдельные истории успеха. Например, 30-летней ученой из Одессы Марии Нестеркиной. Уже через несколько недель после приезда в Германию она влилась в научный коллектив Института фармацевтических исследований имени Гельмгольца (HIPS) в Саарбрюккене. Занимается теперь созданием препаратов против возбудителей разных болезней — бактерий, вирусов, паразитов.   Но это скорее исключение — высококвалифицированным ученым все двери открыты. Значительно труднее приходится учителям, которых среди украинских беженцев оказалось довольно много, в том числе знающих немецкий язык. Учителей в Германии не хватает, но предпосылка для работы учителем в немецкой школе — как минимум два госэкзамена по разным, причем не смежным, предметам и успешно пройденный референдариат.   Система преподавания в пединститутах ФРГ и Украины существенно отличается, поэтому в немецких школах приходится прибегать к различным уловкам, чтобы заполнить вакансии украинскими коллегами.   В Саксонии, например, рассказал на упомянутой пресс-конференции в Берлине управляющий делами DStGB Герд Ландсберг, около 100 ставок учителей переименовали в должности учителей-ассистентов и взяли на них украинских педагогов.  

Германия может стать второй родиной для украинских детей

  По оценкам немецких коммунальных властей, свыше 40 процентов украинских беженцев планируют остаться в Германии и после войны — если и не навсегда, то на довольно длительное время.   «Это означает, что тема интеграции, и в особенности тема приобщения к трудовой жизни, приобретает очень важное значение», — говорит Уве Брандль, указывая, что более 430 тысяч украинских беженцев находятся в трудоспособном возрасте и имеют хорошую квалификацию.   Поэтому, считает он, «крайне необходимо быстрее устранять языковые барьеры и предлагать курсы специализации и повышения профессиональной квалификации, снижать порог признания украинских дипломов и свидетельств».   Не менее важна, по его словам, интеграция примерно 200 тысяч украинских детей, прибывших в Германию вместе с родителями, главным образом матерями.   «Необходимо быстро и интенсивно заниматься их включением в нашу систему образования, — убежден Брандль. — Дети, которые быстро освоятся в нашей системе детских садов и школ, имеют отличные шансы обрести в Германии вторую родину».  

Проблема беженцев останется навсегда

  Коммунальные власти ожидают от федерального центра больше помощи, в том числе финансовой, в приеме и интеграции беженцев. Причем не разовой, а рассчитанной на долгосрочную перспективу.   «Никто не знает, сколько будет продолжаться война, что будет, если завтра к нам прибудут еще 300-400 тысяч беженцев из Украины, — говорит Герд Ландсберг. — Я считаю, что тема беженцев будет постоянной. Многие думают: вот кончится война, и проблема будет решена. Возможно, будет решена эта проблема, но непременно появится новая, вызванная изменением климата или чем-нибудь еще».   Источник: Русская служба DW    

Как вам новость?