Письмо о бомбе Минск получил последним? ICAO опубликовала полный доклад о посадке Ryanair. Подробности

20.01.2022 09:09
Политика Анализ Редакция
Что с письмом По версии Минска, 23 мая

Международная организация гражданской авиации (ICAO) опубликовала 62-страничный доклад о посадке самолета Ryanair в Минске 23 мая 2021 года. Разбираемся, что нового стало из него известно.

Что с письмом

По версии Минска, 23 мая 2021 года на почту минского аэропорта в 12:25 и в 12:56 пришли два идентичных письма о бомбе в самолете. Белорусские власти утверждают, что первое письмо зафиксировала система «СерчИнформ», которая обнаруживает потенциально опасные сообщения по ключевым словам. За последующие три минуты о содержании письма по телефону сообщили в Минский центр управления воздушным движением, а оттуда — диспетчеру. Но Беларусь не передала ICAO данные об этих звонках, сославшись на гарантированную Конституцией «защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь».

В то же время, согласно информации от провайдера Protonmail, письмо о бомбе отправили в шесть аэропортов: в 12:25 его — в Литву, затем — в Грецию, Болгарию и Румынию, а в 12:34 – в Украину. Примечательно, что литовские, болгарские и румынские службы открыли письмо только на следующие дни, а украинские и греческие его вовсе так и не получили. В минский аэропорт предупреждение о бомбе пришло только в 12:56, когда рейс уже заходил на посадку. По данным ICAO, это было единственное сообщение, отправленное в Минск. При этом Беларусь предоставила ICAO только скрины полученных сообщений – якобы они удалились автоматически.

Также в 12:32 диспетчер сообщил пилоту, что письмо о бомбе было направлено в несколько аэропортов. Но непонятно, откуда он знал об этом. Аналогичная ситуация повторилась и в 12:43.

В докладе говорится, что расследователи просили польские спецслужбы дать им возможность поговорить с диспетчером, сажавшим рейс, но по неназванной причине этого не произошло.

Согласно докладу, именно белорусская сторона сообщила Литве о письме о бомбе. При этом Вильнюс не оспаривал рекомендацию сесть в Минске. Компанию Ryanair об этом не известили. Ее представители узнали об этом через сервис Flightradar в 12:48. С 13:01 до 15:17 авиакомпания не менее 12 раз пыталась связаться с белорускими структурами, чтобы получить информацию о происходящем и копию письма. Пилоту же еще в 13:04 сообщили в Минске, что постараются передать информацию Ryanair в течение пяти минут. Но сделано этого не было.

Как проходили обыск и задержания

Пилот сообщил пассажирам о развороте в Минск по причинам безопасности. Сразу после этого один из пассажиров встал и крикнул бортпроводнику, что не может сесть в Минске: «Меня там разыскивают, они меня убьют». Вероятно, речь идет о Романе Протасевиче, которого задержали после посадки рейса.

В докладе говорится, что в случае угрозы взрыва на борту всех пассажиров и членов экипажа должны эвакуировать. Но экипаж Ryanair утверждал, что наземный персонал аэропорта потребовал оставить в самолете одного члена экипажа на время обыска. Диспетчер заявлял, что экипаж сам решил оставить одного человека на борту. По словам пилота, который наблюдал за обыском, тот «не был тщательным», а многие места, которые следует проверить по протоколу, они пропустили.

ICAO отмечает, что при эвакуации пассажиров допустили ряд нарушений: их не эвакуировали как можно быстрее, не просили идентифицировать свой багаж, а вещи проверяли в месте, которое могло оказаться в зоне поражения, если бы на самолете сработала бомба.

Пассажиры начали выходить из самолета в 13:38 группами по пять человек, их вещи проверяли на земле неподалеку. В итоге все пассажиры вышли только спустя час после посадки — в 14:14.

Когда в 19:25 началась посадка, экипаж решил пересчитать пассажиров на борту — их было на пять меньше, чем в начале полета. В Минске остались три беларуса, один грек и один россиянин Сотрудники аэропорта никак не объяснили ситуацию. При этом по информации экипажа и литовских властей, один белорусский пассажир хотел остаться в Беларуси, но ему отказали.

По версии Минска из доклада, сотрудники МВД узнали о Романе Протасевиче и Софье Сапеге на борту после того, как их телефоны подключились к сети в 13:07 и 13:11 соответственно. Дежурному милиционеру, который наблюдал за эвакуацией, отправили фото Протасевича. Вскоре пару задержали. Но авторы доклада не уточняют, каким образом дежурный милиционер получил информацию о девушке.

ICAO запрашивала записи с камер видеонаблюдения, снимавших высадку пассажиров, но Минск предоставил лишь «очень малые выдержки» из них – они также, как заявляется, удалились. В докладе подчеркивают, что расследователям «не предоставили удовлетворительного обоснования того, почему записи не были сохранены, учитывая, что уголовное расследование в отношении этого события было начато властями Беларуси и не было завершено».

Что говорят в Минске

Как сообщал Телеграф, 17 января ICAO сообщила, что отчет предоставили 17 января всем 193 государствам — членам организации, включая 36 государств, избранных в настоящее время в Совет ICAO. Но обычным людям его пока не показали.

Представители Совета планируют рассмотреть дальнейшие действия, которые необходимо предпринять ICAO в связи с выводами доклада, на совещании, запланированном на 31 января.

Между тем директор Департамента по авиации Минтранса Беларуси Артем Сикорский 18 января сообщил, что в отчёте ICAO, с одной стороны, отражено, что самолёт Ryanair «не принуждали» к посадке. С другой стороны, чиновник пожаловался, что «данные объективного контроля переговоров экипажа воздушного судна в кабине не сохранились ввиду того, что экипаж после посадки самолета в Минске не выключил самописцы».

Также чиновник не стал комментировать опубликованные ранее претензии ICAO к властям Беларуси.

Как вам новость?