Министр труда и социальной защиты Беларуси, Ирина Костевич, во время пресс-презентации основных направлений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы заявила 19 января о том, что в Беларуси сложился "здоровый уровень безработицы".
По мнению министра, уровень безработицы в стране не только “здоровый”, но и снижается с 2016 года с 5.8% до 4% в 2020 году.
«Это здоровый уровень безработицы, который позволяет поддерживать здоровую конкуренцию на рынке труда», — пишет с ее слов «СБ – Беларусь Сегодня».
Озвучила Ирина Костевич и планы на пятилетку, это не более 4.2%. Планируется через центры занятости и работу частных агентств по трудоустройству контролировать этот показатель, работая по заявительному принципу.
«Трудоустраивать не менее 75% граждан, которые обращаются к государству за оказанием содействия в трудоустройстве, не менее 61% — оказывать помощь в трудоустройстве тем гражданам, которые имеют дополнительные гарантии. Уровень молодежной безработицы – не более 6,3%. Направление на обучение под заказ нанимателя – более 80%», — такие планы озвучила руководитель ведомства.
Казалось бы прекрасные показатели и вселяющий уверенность оптимизм министра, но тогда откуда берется непрерывная борьба с “тунеядцами”, декреты и резкая риторика Александра Лукашенко?
Напомним, в далеком 2015 году появился знаменитый Декрет 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Безработных облагали специальным налогом.
В 2017 году Лукашенко также поднимал вопрос трудоустройства и требовал найти всем работу к 1 мая.
«Но люди должны понимать, что они прежде всего должны искать себе работу. А мы им должны помочь. К 1 мая все должны быть трудоустроены, — поручил Александр Лукашенко. — И запомните, в какое бы я место и район ни приехал, мой помощник выедет туда заранее и пригласит публично безработных людей ко мне на встречу. И не дай бог после 1 мая такие люди будут».-требовал глава государства.
Асоциальных элементов, не желающих работать Лукашенко выделял отдельно. С ними планировали не церемониться.
В 2018 декрет переписали, но тема “тунеядцев” никогда надолго не покидала наше медиапространство и периодически всплывала на совещаниях Лукашенко.
«Немедленно заняться трудоустройством безработных. С органами милиции, подключите того, кого вы считаете нужным. Немедленно поставить на учет всех тунеядцев болтающихся и заставить их работать», — такое резкое заявление он сделал уже в конце 2020 года.
В чем же дело, почему радужные картины со “здоровым” уровнем безработицы с одной стороны и постоянная борьба с этим явлением с другой?
Вот какие цифры приводит Минтруда: на начало октября уровень зарегистрированной безработицы составил 0,2% к численности рабочей силы (годом ранее — 0,3%). Как видим цифры не большие и даже снижаются.
Остаётся только гадать: либо реальные цифры сильно отличаются от официальных, либо безработица это просто удобный способ отвлечь внимание и свалить на нее все что угодно, от проблем в экономике до политического кризиса.
Кстати, «согласно постановлению Правительства № 252 от 23 апреля 2020 года, белорусы, которые не числятся в базе занятого в экономике населения, начнут оплачивать газ и отопление в полном размере не с 1 мая 2020 года, как это планировалось ранее, а с 1 мая 2021 года», — писали мы ранее.