Поселок Сосны – уже давно часть Заводского района Минска. Тем не менее, приезжая сюда, близости столицы почти не чувствуешь. Самый большой магазин здесь по-прежнему называется «гастрономом», среди развлечений для детей лидируют горка и библиотека, а подъезды в некоторых домах так и не обзавелись домофонами. Удивительно, что этот спокойный уголок находится всего в 9 километрах от кольцевой.
Садимся в автобус под номером «160а», проезжаем Шабаны, рекультивированную мусорную гору, замечаем над лесом верхушки сосенских многоэтажек, но почему-то… едем мимо. Не туда сели? «Нет, − успокаивают нас пассажиры – Все правильно, скоро развернемся». Оказывается, еще с февраля мост, соединяющий Сосны и Стайки, закрыт на реконструкцию. По слухам, в связи с обрушением моста на Немиге (еще помните такое происшествие?) путепровод над трассой М-4 также решили проверить на прочность. В итоге, водители вынуждены проезжать около 6-7 лишних километров – лично у нас путь в Сосны со всеми остановками занял более 20 минут.
Решаем сразу ехать до конечной остановки под скромным названием «Институт». А ведь как раз с Института ядерной энергетики АН БССР в начале 60-х годов и началась история поселка Сосны. Первыми жителями закрытого населенного пункта, которого тогда не было даже на картах, стали сотрудники именно этого учреждения.
Сегодня в «Объединенном институте энергетических и ядерных исследований» работает около 300-400 человек. Говорят, в 70-е годы сотрудников тут было гораздо больше. Одним из самых важных проектов для белорусских ученых тогда была разработка мобильной атомной электростанции. Представьте себе, что тут в Соснах инженеры создали настоящую АЭС на колесах – установку под названием «Памир». Мобильная станция прошла несколько испытаний, но в 1986 году рванул Чернобыль. Разработку мобильной атомной станции прекратили, и «Памир», по выражению бывших сотрудников, помер. Конструкцию разобрали, а из оставшихся деталей установили монумент на территории института. Конечно, мы очень хотели взглянуть на этот необычный объект, но попасть на территорию учреждения могут только сотрудники.
Сегодня в институте по-прежнему проводят исследования в сфере ядерных и радиационных технологий.
По дороге останавливаем мужчину, он соглашается поделиться с нами впечатлениями о жизни в Соснах.
− Чего не хватает в поселке?
− Да, в магазине черти что творится. Молока нету, мяса нету, сигарет нету. Ездим в «Евроопт», который в Городке (прим. – бывший военный городок, который также вошел в черту Сосен). Открыли бы уже у нас какой-нибудь «Виталюр» или «Копеечку». А так – чисто все кругом, тихо, хорошо. Я давно живу здесь. Работал в институте в столовой. Сейчас там тоже бардак − объединили 10 институтов в одном. Ой, наверное, я лишнее говорю. Но Союз все-таки был союзом, и жить можно было. Да, напишите обязательно про мост, что закрыт уже полтора месяца. С ним надо что-то решать! Может, какую-то другую схему объезда предложить – ведь приходится такой круг делать.
− Да, раньше это был закрытый городок. Сюда приезжали те, кто строил реактор. Думаю, в те времена тут была собрана интеллектуальная элита всего Союза. Жили дружно, все были увлечены своим делом. Бывало такое, что не всех прописывали. Но в принципе, нас это не угнетало, мы знали свою работу и понимали, что лишнего говорить не надо.
Татьяна рассказывает, что несмотря на закрытость, оторванными от Минска жители Сосен себя не чувствовали. И если в 90-е годы транспорт до города ходил раз в час, то теперь автобусы и машрутки курсируют каждые 15 минут.
− Скажу честно, у меня положительные эмоции от Сосен. Я довольна своим местом жительства. У нас есть почта, банк, библиотека, медпункт. Вообще, мы прикреплены к 36-й поликлинике в Шабанах, но и здесь работают врач, медсестра и кардиолог.
Интересно, что каких-то особых правил гражданской обороны в связи с близостью ядерного реактора никто из местных не припомнил. Какие-то средства защиты тут никому не раздавали, специальных укрытий на случай нештатной ситуации в жилой части микрорайона также не было.
− Все понимали, где находятся. Работа обязывала нас быть осторожными – старались лишний раз не высовываться, − говорит Татьяна.
«Мы же не знаем, что там в институте творится. Вот несколько лет назад тут нашли гриб на пару килограммов»
Сегодня в микрорайоне очень спокойно. В пятницу во второй половине дня людей на улицах совсем немного. На остановке возле частного сектора встречаем Сергия. Многодетный папа несет домой сумки с продуктами. Говорит, что едет из гипермаркета Green, что в Шабанах − в местный магазин практически не ходит. Спрашиваем у мужчины, как ему живется в Соснах.
− Вообще, места тут тихие, а люди – хорошие. Библиотека работает, ребята мои бегают туда за книгами. Хорошая горка есть вон там за домом – всегда катаемся там зимой. В этом году вот сделали благоустройство – возле остановки плитку положили. В принципе, если бы не мусорки, тут был бы очень хороший, чистый воздух. А так все время грузовые ездят, тарабанят.
Сергий обращает наше внимание на грузовые машины, проезжающие рядом каждые несколько минут. «Мусорки» едут мимо Сосен на полигон твердых коммунальных отходов «Тростенецкий». Говорят, раньше планировалось пустить транспорт по другой развязке, но не вышло.
− Плюс мы же не знаем, что там в институте творится. Это же у нас в лесу тут несколько лет назад нашли гриб на пару килограммов (смеется).
Кстати, если без шуток, то на территории Объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» уже много лет располагается хранилище радиоактивных отходов. Несколько лет назад в прессе писали, что для него построят новое здание.
Некоторое запустение центральной части микрорайона наш собеседник объясняет обратной стороной спокойного и тихого места:
− Люди пытаются здесь делать бизнес, открывают какой-нибудь магазинчик, немного работают, а потом закрываются. Вот раньше тут был секонд-хенд на первом этаже, поработал и закрылся. И это не единичный пример.
Какое жилье сейчас продается в Соснах?
Всего в Соснах сейчас продается около 10 квартир. Самые экономичные варианты – это однушки. Вот такая аккуратная 34-метровая квартира на 2-м этаже пятиэтажного дома продается 34,5 тысячи долларов. Аналогичная стоимость у этой однокомнатной квартиры в девятиэтажном доме. Двухкомнатная квартира площадью 43 «квадрата» предлагается за 49,9 тысячи долларов. А вот эта трешка в кирпичном доме с видом на лес продается за 60 тысяч долларов. Тем, кто ищет современное жилье, стоит обратить внимание на трехкомнатную квартиру на улице Павловского (бывший военный городок). За эту квартиру просят 81,9 тысячи долларов.
Читайте также:
Через пару лет это будет лучший район города? Посмотрели, как живет строящийся «Минск Мир»