«Уже есть проекты» — Учёные рассказали, когда смогут возродить мамонтов. А динозавров?

01.06.2022 18:51
А что говорят учёные? Можно ли добыть кровь

Через несколько недель выйдет фильм «Мир Юрского периода: Господство». Опять наше воображение будут будоражить различными видами динозавров, разгуливающими среди людей и наверняка жрущими их.

А что говорят учёные? Можно ли добыть кровь динозавра из комара в янтаре?

Доктор Мартина Молак-Томсия из Лаборатории палеогенетики и консервативной генетики рассказала ответ на этот вопрос.

«Теоретически, да, вымершие виды могут быть восстановлены, но это зависит от того, какие это животные и из какого периода истории нашей планеты. Динозавры вымерли так давно, что мы, скорее всего, никогда не сможем получить хорошо сохранившийся генетический материал. Даже части, не говоря уже о полной последовательности, которая была бы необходима, чтобы «оживить» их», — разочаровала, а может, и порадовала ученая.

«Что касается янтаря и крови, из которой была извлечена ДНК, показанная в фильме, это невозможно. Почему? Янтарь дышащий, в нем происходят процессы химического разложения. Следовательно, в течение сотен миллионов лет следы, из которых можно было взять образец ДНК, не могли сохранитьсЯ», — рассказала она.

«Однако, когда дело доходит до более «молодых» животных, тех же мамонтов, которые ходили по земле несколько десятков тысяч лет назад — это возможно. Здесь следует подчеркнуть, однако, что эти животные жили в прохладном климате, который способствал сохранению ДНК. Поэтому найденные останки содержат много генетического материала для тестирования. Благодаря им мы уже знаем весь генетический код мамонта, мы знаем, чем он точно отличается от индийского слона, который является его ближайшим родственником. Есть даже проекты по восстановлению этих животных», — рассказала Мартина Молак-Томсия, передает WP.pl.

По ее словам, когда учёные говорят о возрождении древних видов животных, то это не просто ради забавы.

«Здесь вы должны думать глобально, научно, с медицинской точки зрения. Прежде всего — если мы обнаружим во время исследования, что мы действительно можем воссоздать очень древний вид, тогда мы узнаем, как модифицировать других животных или виды, которые совсем недавно вымерли из-за влияния человека. Например, сумчатый волк из Австралии или птица Додо на острове Маврикий. Это была бы такая попытка открутить хотя бы небольшую часть наших разрушительных действий на планете», — считает генетик.

По ее словам, воссоздание популяции мамонтов может позитивно повлиять на экологию некоторых регионов планеты.

«Мамонты, жившие в древних тундровых условиях, оказали очень большое влияние на экологию тех мест. Животные, сьедая всю более высокую растительность, поддерживали травянистую экосистему, которая поглощает меньше солнечного света, чем деревья. Восстановление стабильной популяции мамонта, например, в Канаде, поможет замедлить таяние вечной мерзлоты тундры, которая накапливает огромные отложения парниковых газов», — считает она.

Насколько древних животных можно возродить?

"Уже есть проекты" — Учёные рассказали, когда смогут возродить мамонтов. А динозавров?

Доктор Мартина Молак-Томсия рассказала, что до недавнего времени учёные думали, что самый верхний предел — несколько тысяч лет.

«С развитием исследований эта граница продвигалась дальше в прошлое. В течение длительного времени возраст в сто тысяч лет, вероятно, был максимальным пределом для получения материала ДНК. Тем не менее, технологии постоянно совершенствуются, и благодаря этому мы можем читать генетическую информацию во все более старых и менее сохранившихся образцах», — похвалилась ученая генетик.

«В прошлом году шведская исследовательская группа опубликовала генетическую информацию возрастом чуть более миллиона лет назад. Это был мамонт. И сегодня это самый старый генетический материал для чтения. А до недавнего времени таким были останки лошади возраста 700 тысяч. лет», — рассказала доктор Мартина Молак-Томсия