Telegraf.news

Баумгертнериада: Баумгертнериада

Подпишитесь на Телеграф:
Редакция

В Минске почти три месяца в заключении находился председатель наблюдательного совета Белорусской калийной компании, генеральный директор “Уралкалия” Владислав Баумгертнер. 21 ноября он был выдан Москве. Корреспонденты Телеграфа решили вспомнить всю эпопею с его задержанием и связанными с этим событиями.

Владислав Баумгертнер был задержан в Минске 26 августа, через месяц после того, как российская компания “Уралкалий” заявила о прекращении экспортных продаж через совместную с “Беларуськалием” Белорусскую калийную компанию.

В отношении него, а также члена наблюдательного совета БКК Олега Петрова, первого замгендиректора Константина Солодовникова, замгендиректора по финансам Игоря Евстратова, начальника фрахтового отдела Дмитрия Самойлова и иных лиц Генпрокуратура Беларуси возбудила уголовные дела по ч. 3 ст. 424 УК Беларуси (злоупотребление властью и служебными полномочиями). Петров, Солодовников, Евстратов и Самойлов были объявлены в розыск, в том числе по линии Интерпола.

Основанием для возбуждения уголовных дел стали материалы о совершении ими злоупотреблений служебными полномочиями в корыстных целях, повлекшие нанесение существенного вреда государственным и общественным интересам Беларуси, а также нанесение ущерба в особо крупном размере “Беларуськалию” и БКК.

Как стало известно, Владислав Баумгертнер прилетел в Минск по приглашению белорусского премьера Михаила Мясниковича. Приглашения получили основной владелец “Уралкалия” Сулейман Керимов, глава совета директоров компании Александр Волошин и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

Встреча с премьером была назначена примерно на 10:00 и длилась около часа. Премьер обвинял лично Владислава Баумгертнера и “Уралкалий” в том, что они разрушают Союзное государство, но ни о каких уголовных обвинениях речь не шла. Сразу после встречи Владислав Баумгертнер поехал в аэропорт для вылета в Москву. При прохождении досмотра ему сообщили о необходимости дополнительной проверки, так как он может провозить с собой наркотики. Сразу после этого гендиректора “Уралкалия” задержали Следственного комитета и КГБ Беларуси и увезли в СИЗО КГБ.

“Сидел сопляк нога за ногу. Говорил: “Не будет этого!”. Вышел, плюнул на Дом правительства и - в аэропорт, а там его…”, - рассказал президент Беларуси Александр Лукашенко о, по его словам, “не то дереве, не то саде”.

Арест в Минске российского топ-менеджера вызвал бурную реакцию среди российского руководства. Так, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил , что произошедшее “не влезает ни в какие рамки”. “Мы считаем, что это достаточно странная ситуация, если иметь в виду характер наших взаимоотношений. Мы внимательно следим за ситуацией, которая развивается между БКК и Уралкалием. Мы сожалеем, что она развивается так жестко”, - добавил он.

А замглавы минэкономразвития России Андрей Клепач не исключил , что со стороны России последуют ответные действия на задержание в Минске гендиректора “Уралкалия”. 27 августа в МИД России пригласили посла Беларуси в России Игоря Петришенко. В беседе с ним замминистра иностранных дел России Григорий Карасин обсудил ситуацию с задержанием в Минске Владислава Баумгертнера.

Задержание бизнесмена, находившегося в Беларуси по приглашению главы правительства республики для решения важных вопросов российско-белорусского экономического взаимодействия, является недопустимым, заявили в российском МИД.

В ответ министерство иностранных дел Беларуси призвало Россию рассматривать арест гендиректора “Уралкалия” “ответственно, в духе законности, а не на основании эмоций и увязки с политикой”.

Тем не менее помощник президента России Юрий Ушаков заявил 30 августа, что Кремль требует от официального Минска немедленного освобождения Владислава Баумгертнера. А 29 августа российский вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что Россия может пересмотреть ряд вопросов двустороннего сотрудничества с Беларусью в связи с задержанием гендиректора “Уралкалия”.

В частности, 5 сентября на встрече с первым вице-премьером Беларуси Владимиром Семашко Аркадий Дворкович заявил , что руководство России продолжает считать неприемлемой ситуацию с арестом гендиректора российской калийной компании “Уралкалий”. Он подтвердил, что российская сторона намерена поставить в Беларусь в 2013 году только 18,5 млн тонн нефти, и исходя из этого будет согласовываться баланс на четвертый квартал.

Он также заявил, что у России есть претензии по качеству и безопасности к продукции белорусского производства. По его словам, российские заинтересованные ведомства сейчас изучают ситуацию с реэкспортом продукции из третьих стран под видом белорусских товаров. Аркадий Дворкович особо отметил, что взаимодействие по всем вопросам, которые обсуждались на переговорах, “будет зависеть от развития ситуации в целом”.

Сам же “Уралкалий” заявил 3 сентября, что в связи с “уголовными делами, сфабрикованными правоохранительными органами Беларуси против сотрудников компании”, считает необходимым вновь отвергнуть все выдвинутые белорусской стороной обвинения. Компания обратилась в компетентные органы России с просьбой “о содействии в незамедлительном прекращении политически мотивированного преследования сотрудников “Уралкалий”.

Между тем президент России Владимир Путин впервые прокомментировал арест в Беларуси Владислава Баумгертнера 6 сентября. Молчание Кремля в данном вопросе президент России объяснил тем, что стороны “хотят эту проблему решить, а шумиха может этому лишь навредить”.

А уже 19 сентября президент Беларуси Александр Лукашенко не исключил возможности экстрадиции гендиректора “Уралкалия” в Россию для проведения следственных действий. По словам главы государства, для этого нет никаких препятствий. “Мы абсолютно за него не держимся. Если действительно по закону разберутся, а на той стороне (российской - Телеграф) ущерб колоссальный, и он виден невооруженным глазом”, - заявил он.

При этом глава государства заявил, что калийный скандал не должен стать камнем преткновения в отношениях “с нашим историческим союзником и стратегическим партнером - Российской Федерацией”.

23 сентября на саммите ОДКБ в Сочи Александр Лукашенко и Владимир Путин провели “непродолжительное общение с глазу на глаз”, в ходе которого “очень кратко тема “Уралкалия” затрагивалась”. Российский премьер Дмитрий Медведев также обещал обсудить с белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем арест в Минске гендиректора “Уралкалия”. “Все обсудим, конечно”, - сказал российский премьер журналистам, отвечая на вопрос о том, будет ли тема “Уралкалия” затронута в ходе возможной двусторонней встречи с главой белорусского правительства, которая могла состояться 25 сентября в Астане. Однако встреча не состоялась .

А на следующий день, 26 сентября, адвокат главы “Уралкалия” Алексей Басистов сообщил , что ночью арестованному в Минске Владиславу Баумгертнеру неожиданно была изменена мера пресечения - он был помещен под домашний арест на съемной квартире в Минске.

В СК Беларуси объяснили его перевод под домашний арест завершением основных следственных действий в его отношении. Однако Александр Лукашенко отметил, что за освобождение под домашний арест гендиректор “Уралкалия” может благодарить лишь свою мать. 30 сентября глава администрации президента России Сергей Иванов отметил, что ситуация с компанией “Уралкалий” благополучно разрешится для России. “Шантаж с Россией не работает”, - сказал он.

Тем не менее 4 октября СК сообщил, что на основании полученных следствием дополнительных данных, возникновения новых обстоятельств, Владиславу Баумгертнеру и другим фигурантам уголовного дела дополнено обвинение . А 21 октября президент Беларуси отметил , что он готов передать России гендиректора “Уралкалия”, если тот компенсирует нанесенный Беларуси ущерб в размере 100 млн долларов.

При этом глава государства сообщил , что конфликт вокруг “Уралкалия” “повлиял на шероховатости в переговорах о нефти”. “Но я убежден, что мы получим нефти столько, сколько сможем переработать”, - сказал он. Кроме того, на фоне ситуации с “Уралкалием” перечисление Беларуси последнего транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС “затормозилось” , сказал Александр Лукашенко. К тому же правительство России из-за калийного конфликта с Беларусью отказалось участвовать в запланированном на конец сентября союзном Совете министров.

Еще ранее “Транснефть” в сентябре собиралась сократить поставки нефти в Беларусь на 400 тыс. тонн – по 200 тыс. тонн на Мозырский НПЗ и “Нафтан”. Официальная причина сокращения поставок – замена трубы на нефтепроводе “Дружба”. Однако объявлено об этом было вскоре после ареста в Минске директора “Уралкалия” Владислава Баумгертнера. По странному стечению обстоятельств, отказ от резкого сокращения поставок нефти совпал с заявлением президента Беларуси Александр Лукашенко о возможности экстрадиции Владислава Баумгертнера в Россию для проведения следственных действий.

Президент Беларуси 21 октября также заявил, что обсуждал с российским бизнесменом Михаилом Гуцериевым возможность покупки им доли в “Уралкалии”, принадлежащей Сулейману Керимову. “Я ему говорю: Михаил, почему ты не хочешь купить “Уралкалий”? Гуцериев сказал: подумаю”, - рассказал он.

По словам главы государства, при встрече он намерен еще раз обсудить сМихаилом Гуцериевым этот вопрос, поскольку “нам было бы выгодно, он никуда неделся бы отБКК”. Тем не менее приобрела акции группа ОНЭКСИМ крупного российского бизнесмена и политика Михаила Прохорова.

В один день с заявлениями Александра Лукашенко московский Басманный районный суд заочно арестовал на два месяца Владислава Баумгертнера. Двухмесячный срок ареста будет отсчитываться с момента появления его в России. Таким образом, все формальности для экстрадиции Владислава Баумгертнера из Беларуси были соблюдены. Однако выдачи топ-менеджера пришлось ждать еще месяц.

В это же время появилась информация о попытке захвата белорусскими спецслужбами в Москве еще одного топ-менеджера “Уралкалия”, проходящего по делу БКК. В КГБ назвали эти сообщения абсурдными и провокационными.

Тем не менее страсти вскоре поутихли, и в Генпрокуратуру Беларуси из российской Генпрокуратуры поступили материалы в отношении Владислава Баумгертнера, в том числе запрос о его выдаче. Генеральная прокуратура Беларуси 20 ноября приняла решение о выдаче в Россию гендиректора “Уралкалия”. 21 ноября в 22:17 по минскому времени в аэропорту “Шереметьево” приземлился самолет из Минска, на котором в сопровождении правоохранителей был доставлен менеджер российской компании. Сейчас он содержится в одном из московских СИЗО.

Приключения россиянина в Беларуси закончились. Ждет ли его разбирательство в Москве, или же гендиректора “Уралкалия” пожурят и выпустят – покажет время.

Как вам новость?