«Стресс не отпускает клиентов» — Почему малый бизнес в Беларуси потерял доходы из-за войны в Украине. Поговорили с предпринимателями

11.08.2022 09:14
Экономика Мнение Редакция
Трудностей добавляют также ситуация в Украине. Среди них

В Беларуси активно закрывается малый и средний бизнес. За полгода страна потеряла, к примеру, 2,2 тысячи предпринимателей и почти 2,9 тысячи микроорганизаций. Это следует из данных министерства по налогам и сборам. Бизнес сталкивается с разными проблемами — от пересмотра налогов и нежелания арендодателей снижать ставки до падения покупательской способности и нестабильной ситуации на валютном рынке.

Трудностей добавляют также ситуация в Украине. Среди них очевидные — прекращение поставок некоторых товаров, а также логистические проблемы. Но это далеко не все, текущие события оказали более глубокий и даже непредсказуемый эффект. Мы поговорили с белорусскими предпринимателями о том, что происходит сейчас с малым бизнесом.

По данным министерства по налогам и сборам, на 1 июля в стране насчитывалось 364 511 субъектов малого предпринимательства. Это почти на 5,8 тысяч меньше, чем на начало года. Снижение их количества зафиксировали во всех областях, а также в Минске. Число средних организаций за полгода сократилось на 58 — до 2091. Что касается конкретно индивидуальных предпринимателей, то их на 1 июля насчитывалось 270 920. Это на 2,2 тысячи меньше, чем на начало года. На этом фоне белорусский бизнес бьет рекорды по регистрации компаний в Польше.

В совете по развитию предпринимательства при правительстве ранее заявляли, что малый и средний бизнес в Беларуси столкнулся с серьезными проблемами. Среди них — сокращение рынков сбыта, сложности с расчетами и логистикой.

«Первые недели после начала событий в Украине речь про праздники вообще не шла вообще»

Бизнес минчанина Михаила Сидорука состоит из двух направлений: первое — открытые для всех спортивные мероприятия (это забеги, велогонки и прочее), а второе — закрытые корпоративные ивенты (как спортивные, так и развлекательные). Сейчас традиционно самый низкий сезон в корпоративном отдыхе, поэтому сложно судить, насколько реально обвалился бизнес, однако первые сигналы уже появились, говорит предприниматель. Он, как и другие наши собеседники, отмечает, что бизнес помимо нестабильной ситуации на валютном рынке осложнили события в Украине.

«Стресс не отпускает клиентов» — Почему малый бизнес в Беларуси потерял доходы из-за войны в Украине. Поговорили с предпринимателями
Фото: facebook.com/mihail.sidoruk

— Первые недели после начала событий в Украине речь про праздники вообще не шла вообще, а сейчас уже начинает появляться желание отвлечься/перезагрузится от новостей. Схожая ситуация была в 2020 весной с коронавирусом, и в августе-октябре 2020, однако сейчас дела обстоят хуже. Тогда «мешали» спорту и активности в основном внешние факторы. Сейчас у многих есть внутренний моральный запрет на любые «тусовки» — клубные пробежки, соревнования и т.д. Мы делали опрос по поводу проведения онлайн-мероприятий. По нему 12+% не готовы участвовать в спортивном мероприятии по моральным причинам и столько же, потому что не время тратить деньги на некритические вещи. Получается, что четверть клиентов мы потеряли самим фактом конфликта в Украине.

Бизнесмен уточняет, что даже сейчас все еще нет четкого понимания, насколько сильно упал рынок и бизнес.

— Пока живем. И живем в режиме планирования одного-двух ивентов вперед — это два месяца. И даже такое «далекое» планирование воспринимается очень некомфортным. Особенно в финансовом плане — мы в самом начале подготовки выставляем размер стартового взноса, и фактически замораживаем размер выручки на два месяца. При этом основные оплаты у нас в неделю перед самим ивентом или сразу после него – все риски инфляции и курсовой разницы на нас.

Корпоративный сегмент замер почти полностью, отмечает Михаил.

— Частный бизнес подвесил все нецелевые расходы. Сейчас все озабочены другим. Исключение — госкомпании. Там план мероприятий и бюджеты утверждены осенью. И ответственным отделам надо освоить бюджет, показать руководству мероприятия. С этой стороны по нашим предварительным договоренностям есть даже давление на нас – быстрее начинать работать. Позиция там такая — планы надо выполнять, эмпатии там мало.

Бизнесмен уточняет, что «сейчас идет сильное урезание и подвешивание расходов на соцпакет, в который и входят все корпоративы».

— Но HR-службам надо поддерживать команды в рабочем состоянии и настроении. Поэтому какие-то ивенты проводятся в максимально простом и бюджетном формате. У нас число корпоративных участников на крупном марафоне увеличилось, несмотря на снижение общего числа участников на 30%. В исполкомах пока не видно никаких изменений — работают и общаются, как и раньше. Может, даже стало чуть проще нам — всем не до спорта в еще большей степени, чем раньше. Но тут надо понимать, что мы проводим свои ивенты далеко в лесах, вне любых населенных пунктов. Возможно, при согласовании ивентов в городе было бы иначе.

Бизнесмен рассказывает, что в начале событий в Украине санкции ударили сильно — в первую очередь повышением стоимость подрядных услуг: полиграфии, электронного хронометража, продуктов. Однако сейчас курс вернули, поэтому влияние санкций уже не столь сильное. Скорее вторичное — за счет резкого увеличения инфляции и роста цен.

— Мы проводили марафон, убрав из него все «праздничное»: церемонию открытия, массовый старт, награждение на сцене с шампанским, музыкальный фестиваль. Остался только спорт и общение в своей тусовке. Вся команда была готова работать в таком формате — за что им огромное спасибо. Повышение стартового взноса на 35% с огромным трудом позволило сделать ивент, и это с учетом урезанного формата. Однако глобально мы живём по принципу «по сравнению с Украиной у нас все в порядке».

Для бизнеса с 2023 года намерены ввести очередные изменения. Так, для ИП со следующего года отменят возможность работать по упрощенной налоговой системе, а для некоторых ИП это произошло уже в 2022. Один из вариантов, как работать ИП дальше, — перейти на налог на профессиональный доход. Также можно перейти на единую форму уплаты подоходного налога по повышенной ставке 18% или открыть микроорганизацию. Кроме того, трудоустроенные ИП со следующего года будут платить взносы в фонд соцзащиты населения.

«Рынок немного оттаивает, появляется покупательский интерес»

Андрей Гусаров является совладельцем салона детской мебели Childroom. Он рассказывает, что столкнулся с рядом проблем за последнее время.

«Стресс не отпускает клиентов» — Почему малый бизнес в Беларуси потерял доходы из-за войны в Украине. Поговорили с предпринимателями
Фото: facebook.com/gusarov4

— Во-первых, естественно, детская мебель не относится к товарам первой необходимости, поэтому сразу за первые две недели с момента начала военных действий продажи упали практически в ноль. В данный момент рынок немного оттаивает, появляется покупательский интерес, и нам удалось выровняться. Однако не за счет самого рынка: мы видим отток клиентов и падение интереса к детской мебели по поисковым запросам в гугле. Мы стараемся перетянуть на себя спрос, который существует у наших конкурентов.

Андрей Гусаров сравнивает ситуацию с бизнесов в марте и сейчас, как она изменилась.

— Если в марте единственная задача, которая фактически стояла перед бизнесом — это выжить, то сейчас ситуацию бы оценил на пять по десятибалльной системе, и к осени, если не станет хуже, то это будет уверенная шестерка. Ровно половина нашей мебели, самая качественная продукция, была из Европы, и в данный момент отгрузок нет. Представители польской компании говорят, что готовы возобновить отгрузки, но только в случае окончания вот этой, так называемой, «военной операции». Поэтому мы оптимизировали издержки и арендную ставку, пересмотрели ассортиментный ряд и перешли на российских поставщиков. Рассматриваем также белорусские аналоги, однако у них более высокая себестоимость.

Андрей Гусаров отмечает, что «в принципе клиентов все устраивает, вопросов к качеству продукции нет».

— Кроме того, сейчас работаем с трафиком, с продуктом, планируем выходить на маркетплейсы. Конечно, если бы у нас был не такой крупногабаритный товар, ситуация обстояла бы проще. А так у Wildberries, например, нет больших складов, а продаем мы в основном кровати. По детской мебели проект расписан на два года, и мы в принципе не рассчитывали на моментальную прибыль. Поэтому продолжаем работать и искать новые возможности.

«Стресс все еще не отпускает клиентов»

Рекламный рынок всегда был очень чувствителен к изменениям. Появление новых технологий — изменения. Свежие новости — изменения. Директор диджитал-агентства Muraviev.by Иван Муравьев говорит, что на бизнес заметно повлияли события в Украине.

«Стресс не отпускает клиентов» — Почему малый бизнес в Беларуси потерял доходы из-за войны в Украине. Поговорили с предпринимателями
Фото: facebook.com/Desolet

— Утро 24 февраля началось с прочтения ленты и осознания, что сейчас будет повтор 2020 года, который для нашего агентства стал первым кризисом. Тогда были остановки по всем проектам на 2-3 месяца, все крупные клиенты одним днем заморозили работу, выплаты тянулись в среднем в два раза дольше, чем обычно. В этот раз получилось то же самое: мы получили 100% ответов о заморозке работы на неопределённый срок.

По словам бизнесмена, ввод санкций повлиял в первую очередь на клиентов компании. Также негативно влияют на бизнес нестабильная ситуация на валютном рынке и последовавшее подорожание продукции.

— В течение недели мы пересмотрели все стратегии в сторону работы с Одноклассниками и ВКонтакте и презентовали их клиентам, что позволило разморозить двух крупных клиентов, которые составляют 55% портфеля агентства — на них сейчас и живем. Среди изменений, которые мы ощутили — это изменение рынка найма. Среди молодых специалистов 95% не умеют работать ни с чем, кроме Instagram.

Иван уточняет, что пришлось по ситуации корректировать планы и стратегии на этот год.

— Сейчас мы видим, что стресс все еще не отпускает клиентов. Нарушенные логистические цепочки не так просто восстановить и потерять как можно меньше, перекрыло все планы и стратегии на 2022 год. Ни одно выполнение KPI не способно перекрыть потери. Даже являясь поставщиком белорусской косметики в России — 85% косметики делается из европейского сырья. Повышение налогов для ИП привело к увеличению цен среди подрядчиков, дополнительный налог на ГосСМИ также ничего хорошего не принесли в рекламную сферу. Реальный упадок мы ощутим в 2023 году.

Остановились все тендера и новые закупки, все решения принимаются с большой осторожностью, добавляет Иван.

— Излишков чтобы вкладывать их в развития направления по развитию HR-бренда, в компаниях не стало, так что это направление полностью заморожено. Сейчас мы открываем продажи на осень 2022 года. Работаем над PR и продажами, чтобы осенью взять 2-3 новых клиентов и восстановить весь урон. Лето в нашем случае несезон.

Текущие времена — это не первый раз когда белорусский бизнес переживает кризис, и опытные предприниматели уже выработали спокойное отношение к нелегким условиям бизнеса. Что объединяет многих бизнесменов — это готовность искать новые пути решения проблем, работать больше и уверенность в том, что дорогу осилит идущий.

[author_bio]

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции! Если вы эксперт в своей области, пишите нам, предлагайте свое собственное мнение.
Как вам новость?
Головоломки