Годовая инфляция в Беларуси по итогам октября составила 10,5%. По мнению экономиста Ярослава Романчука, это говорит о том, что мы вошли в зону высокой инфляции.
«Я думаю, что реальный показатель превышает 15%. Потому что разница между инфляционными ожиданиями и зафиксированным Нацбанком уровнем составляет более 12%. Очевидно, что реальная цифра должна выглядеть больше той, которую нам озвучили», — считает он.
По мнению Романчука, рост инфляции в первую очередь ударит по самым бедным частям населения и по бюджетникам.
Экономист отметил, что «под вопросом остается поведение курса рубля в следующем году. Если не изменится Фискальная политика, то возникнет еще и риск девальвации».
Ситуация будет ухуджашться?
Экс-председатель Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич считает инфляцию «последствием денежно – кредитной политики». По его мнению, «главное ухудшение будет происходить на уровне цен, на уровне инфляции».
«Даже если Нацбанк и не включит печатный станок, будет ограничивать денежную массу, инфляция будет расти. Прогнозирую, что инфляция, как минимум, будет отражаться двузначной величиной – процентов 15. Но инфляция будет значительно выше, если действующая власть будет заставлять Нацбанк делать безресурсные эмиссии», — уверен бывший глава регулятора.
По словам Богданкевича, в таких условиях даже огромная помощь из России не сможет покрыть все просчеты и потери Минска, поэтому он ожидает ухудшения ситуации и снижения уровня жизни.
Печатный станок уже включили?
Экономист Лев Марголин также ожидает дальнейший рост инфляции. При этом он не исключает, что власти потихоньку включают печатный станок.
«Основной фактор раскручивания инфляции — увеличение денежной массы. Цены растут не только на товары в магазинах, растут цены на жилье, на квартиры. Это говорит о том, что денег в обороте больше, чем предлагается товаров. Но делать однозначные выводы сложно, так как мы не владеем всей информацией. На большие обороты печатный станок, конечно, не включали, но потихоньку, наверное, каким-то образом помогают, потому что есть предприятия, которые жалуются на нехватку оборотных средств. И я думаю, что потихоньку, мелкими порциями, все же станок включают», — считает Марголин.
Инфляцию перенесли
Между тем Евразийский банк развития отметил, что годовая инфляция в Беларуси замедлилась до 10,3% в ноябре с 10,5% в октябре.
«Заметно снизился рост цен на продовольственные товары: как к ноябрю 2020 г. (до 11,8% с 12,1% в октябре к октябрю 2020 г.), так и к предыдущему месяцу с устранением сезонности (примерно до 0,4% с 1% месяцем ранее). Инфляция в непродовольственном сегменте немного ускорилась: месячный рост цен с устранением сезонности в ноябре — около 0,7% при около 0,5% в сентябре — октябре», — заявили в банке.
По мнению экспертов ЕАБР, замедлению динамики инфляции услуг способствовал перенос повышения тарифов на услуги связи с ноября на январь 2022 года.
А что говорят власти?
Как сообщал Телеграф, Александр Лукашенко 9 декабря подписал два экономических указа: №481 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2022 год» и №482 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2022 год». Об этом сообщили в его пресс-службе.
Согласно документам, рост ВВП запланирован в размере 102,9% к уровню текущего года, реальных располагаемых денежных доходов населения — 102%, инвестиций в основной капитал — 103,3%. Ожидается, что экспорт товаров и услуг вырастет на 6,3% к уровню 2021 года.
Национальному банку совместно с Совмином поручено принять в 2022 году не допустить инфляцию выше 6%. Планируется, что средняя широкая денежная масса увеличится на 7-13% в годовом выражении, рублевая денежная база — на 8-13%.