Ближайшие инвестиции в проект — $1 млн. Как белорусы организуют видеосъемки для мировых СМИ

Три года назад проект StringersHub занял второе место на конкурсе стартапов “День Инвестора” в Минске и получил $2000, а сейчас работает с ведущими мировыми медиа, собрал более 15 000 стрингеров из 100 стран мира, и привлек $540 000 инвестиций.

Про то, с чего все начиналось, чего достигла команда и какие гипотезы для роста рассматриваются, нам рассказал основатель StringersHub Яков Бута.

ИП в 17 лет, компания — в 22

Как и многие предприниматели, начал придумывать свои бизнес-проекты очень рано, еще в школе. Я рос в Светлогорске, к нам приезжали международные волонтеры и организовывали разные инициативы: клуб дебатов на английском, клуб предпринимателей. Еще в младших классах начал делать рефераты на заказ, сам ходил по городу и расклеивал рекламные объявления своих услуг на столбах. Еще увлекся компьютерами — ездил в Минск на поезде, привозил оттуда комплектующие, собирал их и продавал.

Ближайшие инвестиции в проект — $1 млн. Как белорусы организуют видеосъемки для мировых СМИ

В 17 лет я зарегистрировался в качестве ИП и открыл первый в Светлогорске компьютерный интернет-магазин. Для этого пришлось пройти официальную процедуру эмансипации (освобождение ребенка от родительской власти), чтобы меня признали полностью дееспособным до достижения 18-ти летия. Родители не то что были против моего бизнеса, но и не особо поддерживали.

До последнего думал пойти учиться на экономиста, но в 11 классе меня пригласили в молодежную редакцию районной газеты “Светлогорские новости”. Стал делать репортажи, интервью, мне это понравилось и решил поступать на журфак.

Я поступил и продолжил управлять бизнесом дистанционно из Минска. На первом курсе зарегистрировал компанию, снял офис под магазин. В конце первого курса  попал на белорусское телевидение, меня это очень увлекло. Тяжело было разрываться на 2 города, и спустя полгода-год бизнес в Светлогорске я закрыл. В Минске тоже одно время занимался продажей компьютерных комплектующих.

Попробовали с коллегой предлагать потенциальным клиентам производство корпоративных фильмов, телевизионной рекламы. Это оказалось востребовано и я решил, что хочу заниматься этим бизнесом самостоятельно. 4 февраля 2013 открыл коммуникационное агентство Like Media Marketing, на тот момент мне было 22 года. Планировал заниматься социальными сетями и видеопродакшном.

Так как работал на телевидении, найти клиентов не составляло труда. В 2014 году ушел с телевидения, проработав там около 6 лет. За время работы успел много увидеть, полетал по миру — был в Ираке, Венесуэле, Бразилии, по всей Европе. Снимал репортажи как журналист и ведущий. Но понимал, что нужно делать выбор между телевидением и бизнесом — и выбрал бизнес.

Как появился StringersHub

Однажды к нам обратились коллеги из России с просьбой снять репортаж в Минске — расследование про чай, который выращивается в Свято-Елисаветинском монастыре, а затем продается в Москве. Мы это сняли, им понравилось и качество, и сроки. А у  меня всегда желание сделать upsale, то есть предложить что-то дополнительно, поэтому спросил: “Что вам еще для этого фильма нужно?”. Ответили: “Хотим снять в Пекине чайную улицу”.

Я предложил услуги своего знакомого, экс-коллеги, который жил в Пекине. Его работа им тоже понравилась. И оказалось, что необходимость съемки за рубежом возникает у этого канала каждую неделю, и каждый раз это  головная боль — найти фрилансеров, все проконтролировать, получить контент.

Ближайшие инвестиции в проект — $1 млн. Как белорусы организуют видеосъемки для мировых СМИ

Мы предложили свою помощь — у меня много знакомых журналистов в разных странах, да и новых найти несложно. Так постепенно начали строить сеть “стрингеров” — таких универсальных специалистов, которые могут и сами взять интервью, и снять репортаж. Сначала нашим заказчиком был один телеканал, потом стали предлагать эту услугу и другим СМИ. Причем новых клиентов находили быстро — звонили, “питчили” нашу услугу, и чаще всего нам говорили: “О, нам как раз надо сегодня репортаж из (называли страну), может у вас кто-то там есть?”.

День Инвестора

В 2017 году мы поняли, что наш бизнес нужно масштабировать, создавать платформу-агрегатор. Это было похоже на стартап, тогда мы про это мало что знали. У меня уже появился партнер, он же операционный директор Юрий Таболин.

Ближайшие инвестиции в проект — $1 млн. Как белорусы организуют видеосъемки для мировых СМИ
C Юрием Таболиным — справа

И мы начали презентовать наш проект — это был абсолютно новый для нас опыт. Одним из первых мероприятий, где мы выступили, был День Инвестора в Минске. Мы смогли пообщаться с белорусскими предпринимателями, инвесторами, менторами нам дали советы по  доработке нашей идеи. Выиграли полуфинал, прошли в финал, и по итогу заняли 2-е место и получили около $2000 на развитие проекта.

Помню наш разговор с Кириллом Волошиным, он спросил: “Вам нужны инвестиции?”. А мы на тот момент даже не знали, нужны или нет! В итоге ответили что нужны — при оценке компании в $250 000 мы бы хотели привлечь $50 000 инвестиций.

Могу сказать, что для нового проекта даже $2000 — довольно большие деньги! Мы считали каждую копейку и вложили их в самое необходимое: обновили сайт, запустили рекламу, сняли презентационное видео… Это был хороший старт для дальнейшего роста.

Какое-то время проект был частью Like Media Marketing, им занимались сотрудники агентства. В 2018 году StringersHub стал самостоятельным бизнесом — это онлайн-платформа, которая объединяет стрингеров (профессиональных видеооператоров и очевидцев) и СМИ по всему миру.

Бизнес-акселератор в Америке

В 2018 году нас пригласили в Starta — бизнес-акселератор в Нью-Йорке для проектов с российскими корнями, он помогает стартапам развиваться на американском рынке. А заметили нас как раз благодаря многочисленным выступлениям в Беларуси, в том числе и на Дне Инвестора.

Я долго думал — ехать или нет? Решение принял в последние пару минут. Сначала составил письмо, что мы согласны, потом его удалил и написал “Сорри, мы не поедем”, а через 5 секунд выслал ответ: “Спасибо, покупаем билет”. Поехал я один — это довольно дорого, жить нужно было в Нью-Йорке 4 месяца. Поездка обошлась мне в $15 000 — билеты, проживание. Сам акселератор давал всем участникам $20 000 — они называют это pizza money, то есть по сути деньги на еду.

Это был крутой опыт. Акселератор помог нам зарегистрировать компанию  в Америке, в штате Делавер — в тот момент беларуская юрисдикция в плане венчурного бизнеса была слишком не развита. К тому же наш целевой рынок — американский. В Беларуси компания также зарегистрирована, она резидент ПВТ.

Партнеры

Мы работаем со многими телеканалами по всему миру. Среди них:

  • — Associated Press — одно из крупнейших и старейших международных агентств информации и новостей со штаб-квартирой в Америке. Они давно наши клиенты, но раньше это были разовые сделки, а сейчас с ними полноценное стратегическое сотрудничество.
  • — CGTN — китайский медиахолдинг
  • — ITN — телеканал в Великобритании
  • — Al Jazeera — международная телекомпания со штаб-квартирой в Катаре.
  • — TRT World — турецкий международный новостной телеканал

Как правило, клиентам из одних стран интересны съемки из других. Например, американский телеканал практически не заказывает съемки из Америки. Они будут заказывать сюжеты из Африки, Азии, Восточной Европы — то, что от них далеко.

Заказывают преимущественно “сырые” материалы, исходный контент — видеоряд на определенную тему. А закадровый текст, комментарии ведущих добавляют сами телеканалы. Наша база стрингеров уже больше 15 000 человек из 100+ стран мира. За все время работы платформы наши стрингеры выполнили больше 2000 заказов. Чаще всего новые стрингеры узнают о нас из соцсетей, самый большой поток пользователей у нас идет из Facebook — мы тратим в месяц на рекламу пару тысяч долларов.

Ближайшие инвестиции в проект — $1 млн. Как белорусы организуют видеосъемки для мировых СМИ

Если видео снимается под заказ, то гонорар за видеоряд на несколько часов составляет от $200 до $1000. Есть и более дорогостоящие заказы, обычно на несколько дней работы: “Снимать видео в Нью-Йорке 6 дней подряд приспособлением для прямых трансляций (LiveU)”. В этом случае каналы предъявляют достаточно жесткие требования по уникальности контента. К счастью, мы ни разу не сталкивались со штрафами ни в работе со стрингерами, ни с нашими партнерами.

Самый дорогой заказ был на $7000 — нужно было 5 дней сопровождать съемочную группу как переводчик-водитель-продюсер в одном лице. Например, прилетает съемочная группа китайского телеканала в Турцию, связей и знакомств там у них нет. А нужно получить разрешение на съемки, организовать перевозку, найти героев.

Ближайшие инвестиции в проект — $1 млн. Как белорусы организуют видеосъемки для мировых СМИ

Есть еще вариант — когда человек сам снимает видеоряд и “заливает” его к нам в галерею — в этом случае цена видео около $100. Например, вы сняли аварию на свой телефон, загрузили на платформу и ваше видео кто-то купил.

До этого года 90% покупок были видео на заказ. Но в 2020 году мы решили расширить продажи готового контента, и сейчас его количество соизмеримо с продажами видео на заказ. Платформа зарабатывает с каждой сделки — обычно комиссия составляет 50% стоимости заказа. Работаем с разными платежными системами. Люди получают деньги от нашей американской компании и сами уплачивают налоги в соответствии с законодательством своей страны.

Наша команда

Сейчас в команде задействовано 15 человек, большинство из них в Беларуси. Это “редакторско-продюсерская” команда — те люди, которые каждый день общаются и взаимодействуют с нашими клиентами и стрингерами. Они контролируют, чтобы заказы выполнялись вовремя, держат руку на пульсе новостей.

Ближайшие инвестиции в проект — $1 млн. Как белорусы организуют видеосъемки для мировых СМИ

Несколько человек ищут пользовательский контент по всему миру: вдруг где-то упадет самолет и появится видео падения, то их задача — найти того, кто снял это. Есть целый скрипт, как мы проверяем авторство видео. И стараемся уговорить автора разместить видео на нашей платформе или высылаем документ, который можно подписать в 2 клика, и сами делаем за него всю работу. Но больше половины такого видео так и не появляется в продаже — кто-то не выходит на связь, или под сомнением авторство, или люди чего-то опасаются. Опять же — если  снимать под определенный заказ — это гарантированные деньги. А в этом случае нужно загрузить и ожидать, что видео возможно кто-то купит — мотивация меньше.

Конкуренты: в том числе Facebook

Нашим конкурентом можно назвать и Facebook — многие продюсеры ищут в специальных группах фрилансеров. Теоретически и Youtube наш конкурент. Но мы больше фокусируемся на прямых конкурентах — в мире их около 10. Это и американский проект, и британский. Кто-то сопоставим с нами, кто-то начал позднее и сейчас они на более низком уровне.

Куда развиваться дальше?

У нас разработано 14 гипотез, тестируем их одна за одной. Все они направлены на рост нашей выручки. Какие-то проверить можно быстрее и дешевле, какие-то — дольше и дороже.

Гипотеза 1. Привлекать большое количество видео и продавать его.

Ближайшие инвестиции в проект — $1 млн. Как белорусы организуют видеосъемки для мировых СМИ

Это большая гипотеза, мы ее проверяем сейчас. Для этого мы запартнерились с Associated Press, Newsflare и другими телеканалами. Наша задача — привлекать десятки видео каждый день, цель — до 1 тысяч видео в месяц. При этом видеоролики должны быть сочными, оперативными и объективно крутыми. Если эта гипотеза будет приносить деньги, мы поймем, что она работает и будем инвестировать в нее еще больше денег и времени.

Пока этот контент ищут не на нашей платформе, а мы отправляем его партнерам с  тысячами клиентов. В ленту Associated Press ежедневно в поисках свежих новостей заходят десятки тысяч редакторов, продюсеров всех крупнейших мировых медиа. И когда в ленте появляется наш контент, они могут его купить. Понятно, что в  этой модели часть дохода уходит партнеру, но за счет большого количества продаж мы все равно в выигрыше. Клиентов напрямую мы тоже ищем.

Гипотеза 2. Предложить клиентам, у которых своя большая база стрингеров, работать с ними через нашу платформу. Например — у телеканала около тысячи стрингеров-фрилансеров. Но у вас нет удобного софта, чтобы всю эту работу отслеживать. Есть какие-то эксель-таблички для учета, общаетесь в мессенджерах, бухгалтерия сходит с ума от сотни оплат каждый месяц физическим лицам разной юрисдикции по всему миру.

Мы говорим: “Ребята, забудьте про эти сложности! Все, что вам нужно — перенести всех ваших стрингеров на нашу платформу и там выставлять им задания. А оплату делать всего один раз в месяц через платформу, со стрингерами мы рассчитаемся сами.”

Мы уже провели первые разговоры с потенциальными бизнес-партнерами по этой модели и заканчиваем разработку “надстройки” для нашей платформы.

Ближайшие инвестиции в проект — $1 млн. Как белорусы организуют видеосъемки для мировых СМИ

Гипотеза 3. Попробовать выходить на рынки США через “эдвайзера” (продвигающего нас человека.)  Мы понимаем, что пробиться самостоятельно к крупным медиа-боссам мы не можем — они нас не знают, мы “стучимся” вхолодную с самых низов. Подумали: а если мы наймем человека, у которого есть контакты с топовыми медиа-персонами? Мы нашли такого человека с медиа прошлым, он помогает таким проектам, как наш. Наша задача — сконвертировать эти знакомства в реальные сделки.

Например, эдвайзер звонит вице-президенту News Corporation или ABC News и говорит: “Хей, Джон, у меня есть знакомые ребята, они очень хотят попасть на американский рынок, вы же заказываете контент у стрингеров? Посмотрите их, может они вам пригодятся”. После этого мы созваниваемся, “питчим” наш проект и дальше можем получить у них заказ.

Инвестиции

В проект суммарно вложено $540 000 денежных инвестиций, из них $85 000 — от белорусского синдиката бизнес-ангелов AngelsBand. Американский бизнес-акселератор Starta также стал нашим инвестиционным партнером.

Смотрим на отраслевую экспертизу — нам этого не хватает. И при выборе инвестора обращаем внимание на то, есть ли у него знакомства и связи в медиа-бизнесе. При выборе между двумя инвесторами, где один будет “просто кошелек” даже с лучшими условиями, а второй — с опытом и экспертизой, мы отдадим предпочтение второму. Нам важна вовлеченность и заинтересованность инвестора.

Планируем привлечь в конце 2020 — начале 2021 года еще $1 млн. для масштабирования наших гипотез. Планы могут поменяться: если мы увидим большой спрос в какой-то гипотезе, то раунд инвестирования может пройти раньше и на большую сумму.

Ежегодно эксперты, инвесторы, представители акселераторов, самые перспективные стартаперы и просто неравнодушные к стартап-движению люди собираются вместе на “День Инвестора”, чтобы поделиться опытом, знаниями, познакомиться и, конечно, выбрать лучший проект.

Мероприятие «День Инвестора» проводится общественным объединением «Общество содействия инновационному бизнесу» (ОСИБ), в рамках проекта «Создание устойчивой инфраструктуры для поддержки развития стартапов и малого бизнеса в регионах Беларуси», реализуемого ОСИБ при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Подать заявку на День Инвестора 2020 можно на сайте Invest.startup-school.by.

Как вам новость?