Правда о шенгенских визах. Часть 1 – продолжение

25.07.2013 17:00
Архив Редакция

Интервью руководителя польской общественной организации RENESANS.BY Андрея Сумара о ситуации с визами, сложившейся вокруг польского посольства в Беларуси.

Продолжение первой части. Начало здесь.

А.Сумар: Ложь номер 2 — «Внешний поставщик услуг: в Беларуси нет подходящих фирм»

 В апреле 2013 года на вопросы "Комсомольской Правды" отвечали совместно посол Польши и начальник визового отдела посольства. Из вылитого моря дезинформации прокомментирую одно утверждение — по поводу упоминаемого в  шенгенском визовом кодексе «внешнего поставщика услуг», более известного широкой публике под названием «колцентр» или «визовый центр», а посол Польши называет его «аутсорсинговым центром».

В соответствии с шенгенским кодексом в целях разрешения кризисной ситуации, сложившейся в Беларуси в визовом вопросе, МИД Польши мог бы выбрать для сотрудничества фирму — внешнего поставщика услуг. Эта фирма, взимая небольшую оплату (обычно 20-30 евро с человека), консультирует соискателей виз, помогает им собрать необходимые документы, проверяет подлинность собранных документов и далее передаёт документы в посольство, где консул после поверхностного ознакомления проставляет в паспорт визу. Такая организация работы экономит время консулов, позволяет резко увеличить количество выдаваемых виз и способна уничтожить визовую проблему в Беларуси в течение 2-3 месяцев. Вот что заявляет господин посол по этому поводу (цитата):

 «Проблема еще в том, что у вас (в Беларуси — ред.) нет так называемых аутсорсинговых центров. Эти центры работают с нашими консульскими учреждениями, например, в Украине и в России. Они принимают готовые визовые анкеты за небольшую плату и передают потом в консульство. Эта схема исключает незаконных посредников. Только Беларусь в этом плане немного опаздывает. Может, фирм тут нет, или практики».

 За полгода до этого заявления, в октябре 2012 года RENESANS.BY направила письмо министру иностранных дел Польши, в котором обращалось внимание на сложную ситуацию в визовом вопросе; как вариант разрешения проблемы в нашем письме предлагалось прибегнуть к сотрудничеству как раз с внешним поставщиком услуг.  RENESANS.BY предложил при необходимости представить польскому МИДу в качестве кандидатов в этом сотрудничестве ряд белорусских фирм.

Вот что ответил МИД письмом от 6 ноября 2012 года (цитата, перевод с польского):

 «В соответствии с § 5 приказа Министра иностранных дел от 05.11.2010 в вопросе доверения внешним субъектам процедуры принятия визовых заявлений, основой сотрудничества с внешним поставщиком услуг является гражданско-правовой договор, которому предшествует процедура публичного приглашения к участию в проекте. К настоящему моменту МИД решился на внедрение правового инструмента, о котором идёт речь (внешнего поставщика услуг — ред.) в Турции, на Украине и в России. Его внедрение на Беларуси в настоящий момент не предусматривается в связи с рядом важных обстоятельств.

Польская консульская служба находится в курсе проблем, возникших в визовом вопросе на Беларуси. Спешу уверить Вас, что устранение проблем и облегчение визовых процедур являются предметом неустанных забот и стараний со стороны Министерства. С этой целью были введены особые условия рассмотрения визовых заявлений польскими консульствами в Беларуси, в частности — отмена ограничений в приёме визовых заявлений по признаку места проживания соискателя визы, отмена сбора за рассмотрение заявлений на выдачу национальных виз, выделение отдельного сервера e-konsulat».

Из приведённого письма следует, что для введения в Беларуси института внешнего поставщика услуг первый шаг должен сделать именно польский министр, объявив конкурс среди фирм-претендентов и отобрав наиболее надёжную и опытную фирму. Для этой цели всё уже приготовлено: издан приказ министра, имеется опыт сотрудничества польских посольств с внешними поставщиками услуг в других странах. Однако для Беларуси предлагается больше уверений о «заботах и стараниях», чем реальных действий по устранению визовой проблемы. Видимо, руководство польского МИДа по каким-то причинам заинтересовано в сохранении в Беларуси сложившейся ситуации. Что касается заявления посла,  то он предстаёт простофилей, совершенно не понимающим правовых основ введения института внешнего поставщика услуг и взывающим к появлению в Беларуси неких фирм с практикой в вопросе оформления визовых документов. В данном случае заявление посла очень гармонирует с поведением руководства польского МИД — посол отражает политику своего министра по сохранению неизменной «визовой ситуации» в Беларуси.

inforama.by: Но ведь МИД Польши упоминает об иных мерах — устранении некоторых ограничений, введении бесплатных национальных виз, выделении отдельного сервера?

А.Сумар: Если визовый бизнес творится руками сотрудников польского МИДа, то выделение отдельного сервера облегчает регистрацию «своих» визовых заявлений, то есть собранных посредником («компетентной женщиной») у фирм, занимающихся визовой поддержкой. Снятие ограничений на подачу заявлений в консульства по признаку территории проживания соискателя визы, конечно же, облегчает участь белорусских граждан, но также содействует процветанию незаконного бизнеса: теперь деньги посредникам могут отвозить в Минск жители не только Минской и Могилёвской областей, но и Брестской и Гродненской.

О введении бесплатных национальных виз для белорусов польский МИД объявил после событий на Площади 19.12. Только вот тихонько умолчали поляки о том, что ввели разделение для гостевых виз: ранее по приглашению в гости выдавалась национальная виза. Теперь же национальная, то есть бесплатная виза выдаётся только при условии, что в Польшу приглашает родственник; в иных случаях гостевая виза будет шенгенской, то есть платной. Понятно, что у белорусов имеется в Польше значительно меньше родственников, чем просто знакомых. Следовательно, количество соискателей бесплатной (национальной) гостевой визы резко уменьшилось, а количество оплачивающих сбор за шенгенскую гостевую визу — возросло. Интересно, этой транзакцией польский МИД свёл недобор (официальных) консульских платежей к нулю или ещё и получил дополнительный доход?

Ложь номер 3 — «Неизвестно, кем Вы будете через два года»

В мае 2012 года на вопрос Еврорадио «Но вы могли бы, например, выдавать белорусам шенген на 3 года или 5 лет?» посол Польши ответил следующее (цитата):

«Мы стараемся давать визы на более продолжительный период, нежели указывается в анкетах. Но здесь есть проблема: никто не знает, что человек будет делать через 3 года или 5 лет. Когда приходит епископ, к примеру, то я ему даю визу на 3-5 лет, потому что он до конца жизни будет епископом, и здесь нет проблем. Но когда приходит человек, который имеет хорошую визовую историю, но который сам не знает, что будет делать через 2 или 3 года, то у нас возникают сложности: на каком основании дать ему визу на более продолжительный период. Мы стараемся давать годовые визы на 2 года — в зависимости от визовой истории. Но на максимально продолжительный период сложно. К тому же, визы иногда получают "по профессии", а из-за этого потом могут быть проблемы на границе. Человек получил "долгую" визу как предприниматель, а через два года он уже не бизнесмен и на вопрос пограничника скажет, что он безработный. Могут возникнуть проблемы. Надо облегчать людям жизнь, но и существующие законы выполнять. Мы стараемся выдерживать баланс. Чтобы и очередей не было, и чтобы не последовало проблем в будущем».

Сразу необходимо пояснить, что польское посольство занимается выдачей виз, а контролем за их использованием занимается совершенно иное ведомство — польская пограничная служба (Straz Graniczna); посол, в соответствии с его заявлением, взваливает на посольство дополнительные контролирующие функции, которые исполняются с большим рвением. Польский посол ставит условие выдачи долгосрочной визы, сроком действия от 2 до 5 лет, в зависимость от рода занятий соискателя  и от продолжительности его профессиональной деятельности. По смыслу заявления посла, изменение рода занятий меняет цель, с которой выдалась виза, что делает недопустимой выдачу долгосрочных виз.

Конечно же, никто не может знать, что ожидает нас завтра. К примеру, сегодня ты — уважаемый посол с хорошей зарплатой («официальной»), а завтра — безработный, обвиняемый в коррупции. Но как это влияет на имеющуюся в паспорте долгосрочную визу?

За разъяснением в вопросе — может ли гражданин, получивший шенгенскую визу в польском консульстве, въезжать в Польшу с иными целями, чем указано в визе (пункт в визе «cel wydania»), RENESANS.BY обратилась в польскую пограничную службу. Вот фрагмент ответа из Главной комендатуры пограничной службы от 12.02.2013 года (перевод с польского):

«Подавая заявление о выдаче шенгенской визы, иностранец указывает в нём главную цель путешествия. По мнению Управления по делам иностранцев, а также Польского Министерства иностранных дел и Европейской Комиссии, цели, для которых выдаются визы, не ограничивают одна другую/взаимо не исключаются. Это означает, что иностранец может пребывать на территории Польши также с иной целью, чем указано в визе, если только эта цель коренным образом не противоречит главной цели, для которой была выдана виза. Это означает, что иностранец, получивший, например, визу для совершения покупок, ведения хозяйственной деятельности, для работы или учёбы также может находиться на территории РП и иных государств шенгенской зоны в целях, например, туристических или гостевых».

Приведённый документ нейтрализует излишнюю осторожность посла в вопросе выдачи долгосрочных виз. Даже если изменится место работы обладателя долгосрочной визы, он совершенно легально может въезжать в шенгенскую зону с иными целями. Снова господин посол предстаёт некомпетентным чиновником, не знающим мнения своего министерства в данном вопросе, а ведь мнение МИДа упоминается в вышецитируемом письме. Эта некомпетентность странным образом отвечает интересам лиц, для которых выгодно сохранение визовой напряжённости и процветание визового бизнеса, ведь выдача 2-5-летних виз снимет дефицит и уничтожит визовый бизнес. Посол Польши не хочет стать врагом самому себе, начав выдачу многолетних виз?

А пример с епископом, приведённый господином послом, неудачен. Католическая церковь является, пожалуй, самой влиятельной организационной структурой в Польше. Пусть бы господин посол попробовал не выдать епископу трёхлетнюю визу — сколько дней продержался бы он на своей работе после такой дерзости?

RENESANS.BY рекомендует всем выезжающим за границу распечатать приведённое письмо польской пограничной службы и использовать его для защиты своих интересов при возникновении спорных ситуаций с официальными представителями польских властей на границе.

Ложь номер 4 — «Увеличился срок действия выдаваемых виз»

14 февраля 2013 года на сайте посольства Польши появилась информация о встрече посла с представителями гражданской кампании «У Беларусь і Еўропу – без візы».

Приводим цитату из сообщения:

«Пасол падкрэсліў, што нацыянальныя візы выдаюцца бясплатна, пастаянна павялічваецца тэрмін дзеяння віз, якія выдаюцца».

По наблюдениям Ренессанса, с сентября 2012 года резко сократился срок действия виз, выдаваемых польскими консульствами в Гродно и Бресте. 

В апреле-июне 2013 года активисты движения Ренессанс опрашивали граждан на выходе из польского консульства в Бресте, после получения визы. Оказывается, что большая часть  выдаваемых в этом консульстве шенгенских виз — однократные, сроком действия 2-3 месяца или максимум 6 месяцев. Годовая шенгенская виза становится редкостью в этом консульстве.

Я сам недавно получил визу на 6 месяцев после нескольких годовых виз, хотя рассчитывал на 2-летнюю визу — в соответствии с заявлениями польского посла об увеличении срока действия выдаваемых виз. Однако в моём случае может иметь место «реакция» польского МИДа на попытки RENESANS.BY разоблачить визовых мошенников.

В июне этого года я направил запрос в МИД Польши о количестве виз, выданных гражданам  Беларуси в период с января по май 2013 года, сроком действия менее 12 месяцев, а также о количестве виз, выданных за этот же период сроком действия 12 месяцев и более.

В своём ответе сотрудник МИДа сделал вид, что не понял сути вопроса и представил общее количество выданных виз — «более 150 тысяч»; при этом представитель польского МИДа не забывает  нахваливать своё министерство, указывая, что польские консульства в Беларуси оформляют почти 50% виз, выдаваемых всеми посольствами стран ЕС и что количество выдаваемых Польшей виз постоянно растёт. По-видимому, МИД Польши прячет за красивой статистикой основы визового бизнеса, ведь официальное признание тенденции к сокращению срока действия виз  вскроет причину огромного спроса на визы в Беларуси.

inforama.by: Сокращение срока выдаваемых виз влияет на визовый спрос?

А.Сумар: Совершенно верно, сокращение срока действия виз разогревает визовый дефицит. На самом деле, в Беларуси нет резкого увеличения числа соискателей виз; дело в том, что один и тот же гражданин вынужден в течение года по нескольку раз либо, по крайней мере, два раза обращаться за визой в польские консульства.

Совершенно очевидно, что если бы гражданин получил сразу годовую визу, а тем более те, кто уже получал годовые шенгенские визы — 2-3-летнюю визу, то эти люди перестали бы терзать систему e-konsulat, и спрос на даты подачи документов в консульство исчез бы.

Вот пример: ко мне обратилась знакомая Елена, паспорт которой «уклеен» годовыми польскими визами. Неожиданно для себя после очередной подачи документов в польское консульство в Бресте она получила однократную визу. Мы попытались выяснить причину этого и получили в консульстве следующее пояснение: у Елены предыдущая виза была «за покупками», а в данном случае она подала документы на «деловую» визу. В связи со сменой типа визы выдана однократная виза. Следует отметить, что ничего подобного не прописано в шенгенском визовом кодексе; видимо, это — выдумка польских консулов, призванная служить созданию визового дефицита и противоречащая преамбуле 8 к визовому кодексу (цитата):

«(8) При выполнении определенных условий следует выдавать визы для многократного въезда с целью облегчить административную нагрузку на консульства государств-членов и позволить беспрепятственно перемещаться лицам, которые совершают частные или регулярные поездки».

Нагрузка на польские консульства — большая, но польские дипломаты не допускают снижения этой нагрузки, при этом нарушая предписания шенгенского визового кодекса, обязательного к исполнению МИДом Польши.

Кроме того, в брестском и гродненском консульствах применяется инструкция «шенгенского полугодия». Это значит, что если, например, гражданин в январе обратился в консульство и получил однократную визу, то при следующем обращении за визой, например, в марте того же года, этому гражданину будет выдана виза только до июля, чтобы закончить 6-месячное полугодие, начатое в январе получением однократной визы. Эта инструкция также не упоминается в шенгенском визовом кодексе и служит поддержанию спроса на «даты», которые так необходимы для подачи визовых заявлений.

Дополнительной мерой поддержания «визового дефицита» является уменьшение количества принимаемых визовых заявлений польскими консульствами в последнее время.

Правда о шенгенских визах. Часть 1 – продолжение
Брестское консульство РП, 20 мая 2013, около 12:00

Например, по наблюдениям активистов Ренессанса, в апреле и мае этого года перед консульством в Бресте царили тишина и пустота — редкий гость заглядывал в это консульство для подачи визового заявления. Резкое снижение числа посетителей консульства отмечают представители страховых компаний, продающих рядом с этим консульством страховые полисы, необходимые для получения визы. В июне ситуация несколько улучшилась, но далека от того, чтобы, как ранее, толпа человек в 50 томилась в очереди на подачу визовых документов.

Публикация продолжения материала ожидается 2 августа.

Как вам новость?